За последнее время экипировка пиратов, осуществляющих захват торговых судов, значительно улучшилась, считает глава американской компании Tactical Intelligence International, предоставляющей услуги по обеспечению вооруженной охраны морских судов, Дэйв Робинсон (Dave Robinson). По словам эксперта, эволюция современного пиратства прошла в водах Сомали, где за очень короткий период в 5-6 лет существенно обогатился арсенал пиратов и изменилась их тактика захвата судов. "Они стали использовать более тяжелое вооружение и специальное оборудование для того, чтобы забираться на судно и вести операции с так называемых материнских судов (mother ship)", — рассказал Робинсон в интервью РИА Новости в преддверии пятой годовщины захвата сухогруза Arctic Sea с российским экипажем на борту. По его словам, новая тактика с использованием удаленных баз позволяет пиратам осуществлять операции на большом расстоянии от берега и более продолжительные по времени. Сухогруз Arctic Sea с экипажем из 15 архангельских моряков следовал из Финляндии в Алжир. Он исчез в июле 2009 года и вскоре был обнаружен в Атлантике недалеко от африканского государства Кабо-Верде. Судно было захвачено группой, в которую входили граждане Эстонии, Латвии и РФ, а также лица без гражданства. Операцию по освобождению провели моряки Черноморского флота РФ. За безопасность надо платить По словам собеседника агентства, лучшей защитой от пиратов на сегодняшний день является присутствие на борту судна вооруженной охраны. "Изначально наличие вооруженной охраны на борту было очень большой проблемой по причине того, что судовладельцы не хотели повышения стоимости рейсов и опасались риска присутствия оружия на борту своих судов", — рассказал Робинсон. Постепенно, по его словам, по мере изменения ситуации и растущего риска нападения пиратов, ответственные органы, в том числе Международная морская организация (IMO), стали рекомендовать вооруженную охрану на судах, идущих через воды повышенного риска. Сегодня, по его данным, эта услуга обходится судовладельцу в сумму от 3 до 5 тысяч долларов в день, таким образом десятидневная охрана одного корабля стоит около 40-50 тысяч долларов, а ежемесячно судовладельцу приходится платить за безопасность от 500 тысяч до одного миллиона долларов. По словам собеседника, с растущей конкуренцией на рынке подобных услуг цены постепенно немного снижаются. Эксперт отмечает, что без вооруженной охраны на борту, даже несмотря на присутствие в районах риска международных миссий по защите от пиратов, нет гарантии безопасности от атак. Робинсон признает вместе с тем, что вероятность осуществления пиратами успешного нападения также во многом зависит от таких факторов, как тип судна, его скорость и степень загрузки. Стало спокойнее "За последние пять лет мы наблюдаем существенные изменения в сфере обеспечения безопасности судов и лучшую практику управления на море, что привело к значительному снижению числа захватов судов пиратами и их попыток", — охарактеризовал нынешнюю ситуацию Робинсон. Он рассказал, что после введения международным сообществом ряда законодательных мер, предусматривающих адекватную защиту торговым судам, ни одно судно с вооруженной охраной не было успешно захвачено пиратами. "Это в совокупности со взаимодействием ВМФ различных стран, в том числе Военно-морских сил в Европе (NAVFOREUR), Коалиционными военно-морскими силами (CMF), России, КНР, Индии и других стран, создает крайне сложные условия для деятельности пиратов", — сказал эксперт. Он пояснил, что все участники объединенных миссий вносят свой посильный вклад в общее дело борьбы с пиратством: кто-то обеспечивает топливом, кто-то людьми, а кто-то информацией. "Когда ты в море, это совершенно другие отношения, дружеские, существует традиция, что, когда ты в море, ты помогаешь другим морякам, поэтому все взаимодействуют независимо от того, идет ли это по официальным каналам или нет. Мы все находимся там с общей целью и помогаем друг другу", — рассказал собеседник агентства. Пираты учатся друг у друга Несмотря на то что, как рассказал эксперт, число актов пиратства сократилось в районе Африканского Рога/Сомали, их активность в других регионах повысилась. Зоной повышенного риска сегодня Робинсон считает район Гвинейского залива/Нигерии и Юго-Восточной Азии, которые, по его словам, "вынесли уроки из успешной ранее деятельности сомалийских пиратов". Эксперт отмечает, что исторически в этих регионах пиратство существовало, но в минимальном масштабе, когда нападающие грабили суда с целью получить провиант или медикаменты. При этом в последние годы под влиянием успеха пиратов в районе Сомали, ситуация изменилась: пираты стали захватывать суда и экипажи с целью получения выкупа. Вместе с тем, он считает, что в этом регионе проходит незначительное число торговых маршрутов, а масштаб пиратской деятельности в этих регионах пока не столь велик, чтобы направлять туда международную антипиратскую миссию. |