Первый генсек НАТО лорд Исмей сказал однажды, что западный оборонительный альянс был создан для того, чтобы "удержать американцев, отодвинуть русских и контролировать немцев". Задача, стоящая нынче перед ЕС, может быть переформулирована так: удержать в блоке Британию, умерить амбиции Германии и отодвинуть Россию. Пожелание британского премьера Дэвида Кэмерона пересмотреть отношения с Евросоюзом и вынести результат на референдум в 2017 году означает, что следующие несколько лет наверняка будут сопровождаться пререканиями вокруг полномочий Брюсселя и отказа Лондона от взятых на себя обязательств. Если Великобритания, третья по величине экономика Европы, основной финансовый центр и крупнейший военно-дипломатический узел стала бы первой страной, покидающей ЕС, это бы стало серьёзным ударом как для неё, так и для позиций Евросоюза на мировой арене. Июньская конфронтация по поводу выдвижения Жан-Клода Юнкера на пост главы Еврокомиссии - Британия была непреклонно против - стала предвестием отягощения отношений в случае продления полномочий Кэмерона на выборах в следующем году. Оказавшийся под сильным прессингом евроскептиков на родине, британский лидер рискует переусердствовать, недопонять и оттолкнуть своих основных союзников, как это произошло в отношениях с канцлером ФРГ Ангелой Меркель по поводу Юнкера, а цена, которую запрашивает Лондон, окажется чересчур высокой. Некоторые континентальные политики, умученные 40 годами усилий британцев блокировать федерализацию Европы и обеспечить выгодные условия с помощью тактики несговорчивости, теперь борются с искушением уступить Лондону в надежде, что это облегчит им жизнь. Сохранение Великобритании в рамках блока, конечно, должно быть приоритетом для ЕС, если только это не подорвёт тесную экономическую и политическую интеграцию в зоне единой европейской валюты. ДЕРЖАТЬ РУССКИХ НА РАССТОЯНИИ Захват и аннексия Крыма президентом России Владимиром Путиным, отключение газа для Украины и дестабилизация на её индустриальном востоке явились вызовом Москвы для Европы, подчеркнув важность снижения её зависимости от поставок российских энергоносителей. Официальные лица в Брюсселе опасаются, что Россия может пойти дальше, экономически наказывая Украину и другие постсоветские республики, Грузию и Молдавию, за подписание торговых и партнёрских соглашений с ЕС. Страны блока расходятся во мнениях относительно того, как далеко должны простираться санкции к России за её поведение, сулить ли Украине членство в ЕС в долгосрочной перспективе и какие вознаграждения приготовить Москве, если она исправится. Немцы не горят желанием ставить под удар свои интересы в энергетике и торговле, французы - отменять контракт на поставку русским военных кораблей-вертолётоносцев, а британцы - подвергнуть опасности роль Лондона как банковского центра и любимого места развлечений богатых россиян. В то время как такие страны бывшего советского блока, как Польша и Эстония, выступают за ужесточение линии в отношении Москвы, другие - например, Словакия, Румыния и Болгария - озабочены рисками для энергопоставок и деловых связей. Создание России заслона от дестабилизации в восточных членах ЕС - в общих интересах Европы, но где и как проводить красную черту остаётся основным вызовом для блока. ОБУЗДАТЬ НЕМЦЕВ? Да, но откуда желание держать на поводке немцев? Германия во многих отношениях является светочем экономического процветания и стабильной демократии, опорой в конструкции Европы и НАТО. Однако её растущее политическое доминирование в блоке на волне кризиса еврозоны породило беспокойство во многих европейских столицах. Это практически гарантирует, что перетягивание каната с Берлином по поводу экономической и налоговой политики продолжится. Слабость Франции, отчуждённость Великобритании, одряхление Еврокомиссии и игра мускулами со стороны Конституционного суда Германии - всё это внесло лепту в разбалансирование в ЕС и выставило Берлин в неудобном свете. То же самое касается надвигающихся перемен в правилах внутри стран ЕС, дающих больше влияния более густонаселённым членам блока. Не следует забывать и о росте роли Европарламента, где немцы обеспечили себе самую крупную фракцию. Долгое время испытывавшая дефицит представительства, Германия теперь обеспечила себе беспрецедентное влияние в верхах основных европейских институтов, что начинает беспокоить Лондон и Париж. Бывший советник Меркель Уве Корсепиус - генсек Совета министров ЕС; Клаус Велле - генсек Европарламента; Йоханнес Лайтенбергер, глава администрации уходящего президента Еврокомиссии, является заместителем руководителя правовой службы; Мартин Селмайр возглавляет переходную команду Юнкера и, скорее всего, возглавит администрацию президента Еврокомиссии.Кроме того, Клаус Реглинг руководит фондом финансового спасения еврозоны, а Вернер Хойер, бывший немецкий министр по делам Европы, руководит Европейским инвестиционным банком. Тот факт, что все эти опытные юристы и экономисты являются держателями немецких паспортов, не делает их пешками Меркель. Как служащие ЕС, они верны образу федеральной Европы, нежели Федеративной Республики Германии. Но доминирование немецкого экономического мышления, с упором на экономию и глубоко укоренившуюся культуру сбережений, а не трат и инвестиций, должно быть смягчено, если Европа хочет избежать потерянного десятилетия в атмосфере стагнации и высокой безработицы. Ещё на прошлой неделе правительство Германии поздравило себя с принятием первого сбалансированного бюджета начиная с 1969 года, в момент, когда многие экономисты говорят, что Берлину следует снижать налоги, стимулировать внутренний спрос и больше инвестировать в инфраструктуру. Итальянский премьер-министр Маттео Ренци, пытаясь встряхнуть крайне обременённую долгами страну, которую часто рассматривают как пример экономической и политической немощи, оспаривает рецепты Берлина, воспользовавшись возможностями для дебатов, открывшимися председательству Италии в ЕС на очередные полгода. Его наступление, поддержанное Францией и другими южноевропейскими странами, зиждящееся на отчаянном стремлении ослабить налоговое бремя ради возобновления роста, было встречено умеренными уступками со стороны Меркель и обещаниями приступающего к работе Юнкера дать шанс на проведение более комплексной - и менее германской - европейской политики. |