Китайские строительный и инжиниринговый гиганты хотели бы улучшить оставленный Пентагоном после 13 лет аренды аэропорт столицы Киргизии, построить новый в южном Оше и модернизировать воздушную гавань вблизи высокогорного озера Иссык-Куль - проекты, которыми интересовалась Россия. Beijing Urban Construction Group (BUCG), одна из крупнейших в Китае строительных фирм - построившая прославившийся стадион "Птичье гнездо" к Олимпиаде-2008 в Пекине, - и China Machinery Engineering Corp (CMEC) подписали с Киргизией меморандум о намерениях инвестировать $1,3 миллиарда в развитие инфраструктуры перевозок в 5,5-миллионной Киргизии, продолжая курс Пекина на освоение богатой ресурсами Центральной Азии, сообщил Бишкек. "Это предварительные договоренности, они будут проводить ТЭО (технико-экономическое обоснование), которое даст полную картину, и будут строить. Невооруженным взглядом видно, что это выгодно", - сказал Рейтер в четверг Даир Токобаев, зампред правления ОАО Международный аэропорт Манас, подписавшего меморандум с китайцами. Ранее в этом году инвестициями в аэропорты Киргизии интересовалась крупнейшая в России государственная нефтегазовая компания Роснефть. В протоколе о намерениях не раскрывается схема и источники финансирования проектов. Как правило, Китай сам обеспечивает кредитование проектов на развивающихся рынках, таких как Африка и Центральная Азия, которые рассматривает как источник сырья и энергоносителей для своей растущей экономики. На сайте аэропорта Бишкека говорится, что финансировать проекты в Киргизии будут государственный китайский ЭксимБанк или Банк развития КНР. Согласно меморандуму, BUCG планирует заняться аэропортом Бишкека, аэродромами в селе Тамчи в курортной зоне Иссык-Куля на севере и в Баткене на юге, что может обойтись в $1 миллиард. В свою очередь, СМЕС обещает за три года построить новый, современный аэропорт в Оше вблизи 30-миллионного Узбекистана, потратив $300 миллионов. "Интерес к региону большой, так как мы вступаем в Таможенный союз (с Россией, Казахстаном и Белоруссией)", - сказал Токобаев. Члены Таможенного союза говорят, что рады видеть в нём новых партнёров, таких как Киргизия и Армения, но конкретики о вступлении последних в экономический блок, основным вдохновителем которого выступает Кремль, нет. "Кыргызстан - это входные ворота для Европы в Восточную Азию. Невооруженным взглядом видно, что это выгодно", - сказал Токобаев об интересе Китая. По его словам, чтобы окупить такой аэропорт нужно как минимум иметь пассажиропоток свыше 2,0 миллиона пассажиров и свыше 200.000 тонн грузопотока в год. Китай и Россия в последние годы являются основными инвесторами Киргизии, конкурируя за влияние в Центральной Азии, но на фоне ссоры с Западом Москва сама возлагает надежды на Пекин как покупателя энергоресурсов, инвестора и внешнеполитического партнёра. Страны региона говорят, что рады кооперации с могущественными соседями. "Основной стратегический партнер Кыргызстана - Россия, но и Китай - так же важнейший донор", - сказал заведующий отделом аппарата правительства Киргизии Николай Чуйков. "Двухстороннее сотрудничество с Китаем будет продолжаться". Под Бишкеком размещена российская военная авиабаза. Под давлением Москвы Бишкек отказал Вашингтону в продлении аренды авиабазы в аэропорту Манас, служившей ключевым транзитным пунктом обеспечения операции в Афганистане. Роснефть задумывалась о покупке 50 процентов акций аэропорта Бишкека и вложении до $1 миллиарда в выкуп акций и совместные проекты. Госкомпания также планировала приобрести долю в компании-операторе аэропорта на юге Киргизии в городе Ош и 100-процентную долю Бишкекской нефтяной компании. Но против такой экспансии Москвы высказалась оппозиция, устроившая уличные акции протеста в Киргизии - единственной и хрупкой парламентской демократии в окружении авторитарных режимов региона. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев жаловался, что демарш оппозиции отпугнул Роснефть. Однако представитель столичного аэропорта сказал, что переговоры не закончились. "Всё идет по плану", - сказал Токобаев. |