"В санкциях должны участвовать все", - подчеркнул глава французского дипломатического ведомства.
Континентальная Европа может потерять больше от торговой войны
Едва ли это было впечатляющее заявление: ЕС по примеру США опубликовал список россиян и украинцев, объявленных персонами нон грата на Западе, пишет The Times.
Рынки тут же сочли акцию беззубой, и российские фондовые индексы выросли после публикации Соединенными Штатами списка. Мало у кого из его фигурантов есть существенные активы на Западе, поясняет корреспондент.
Американским "ястребам" есть на кого свалить причину этой слабости - на лондонский Сити. Предполагается, что это Британия в попытке защитить своих банкиров притормозила санкции. Россияне, скупающие в Лондоне дома и проворачивающие свои дела, приносят хорошую прибыль местным коммерсантам, но она ничтожна по сравнению с основным торговым потоком из США и Европы, пишет Сэмюэл. Для России потеря лондонским рынков капитала оказалась бы гораздо более болезненным ударом.
Британия - не самый уязвимый участник войны санкций с Россией. Россия, крупнейший в мире экспортер нефти и промышленных металлов, также в больших объемах поставляет в Европу зерно. Почти треть газа поступает в Европу по российским трубопроводам.
Подстрекатели, которые показывают пальцем на Британию, "должны с большим вниманием присмотреться к позициям Германии и Франции, а также к более мелким членам ЕС. На этот раз Сити не виноват", - заключает Джульет Сэмюэл.
Торговая холодная война может нанести вред Европе
"Россия полагается на "эффект бумеранга" от западных санкций. По ее расчетам, США и Европа не усилят карательные меры против Москвы всерьез из-за убытков западных компаний", - пишет Роджер Бойз в The Times.
Журналист поясняет концепцию ступенчатых санкций против России. В случае каких-либо "катастрофических действий" Москвы на Украине предполагается усиливать санкции вплоть до жестких ограничений на поставки "Газпрома" и "Роснефти".
Однако, отмечает Бойз, немецкая промышленность чрезвычайна уязвима для энергетических санкций. "Доля страны в экспорте всего ЕС в Россию составляет треть, и она получает около трети нефти и газа из России", - напоминает он.
"Если против Кремля начнется торговая холодная война, она должна быть короткой и адресной. Если битва затянется до следующей зимы, то экономический рост в ЕС начнет сокращаться, а недовольство избирателей - расти. Тайная сила России состоит в том, что она может выиграть время", - полагает автор.
"Попутно наказаны и итальянские предприятия"
Применение экономических санкций против России, пишет Еудженио Оккорсио в La Repubblica, тревожит итальянских предпринимателей: "Россия - наш главный клиент, мы обеспокоены".
"Я надеюсь, что Европа хорошенько подумает, прежде чем вводить экономические санкции, это стало бы безумием, настоящим самоубийством". Сауро Дельи Эспости, глава LeFate, фирмы по производству готовой одежды, является одним из тех отважных бизнесменов, которые годами прокладывают дорогу на восток, чтобы обеспечить себе пространство на большом российском рынке. "У нас 250 пунктов продажи в России, на Украине и в Казахстане, здесь мы реализуем 30% всего нашего товара. Я был в Киеве 19 февраля, в самый разгар восстания, на ярмарке одежды. Совершенно неожиданно мои собеседники, местные дистрибьюторы, заняли жесткие позиции. Так было и в Москве, в Сочи, в Алма-Ате. Ситуация внезапно ухудшилась, партнеры не стали забирать летние коллекции, стали с задержкой проводить выплаты или вовсе их прекратили, они ожидают надвигающихся событий с невообразимым напряжением", - рассказал Эспости.
"По мнению экспертов Sace, Государственного агентства по страхованию экспорта, возможны три сценария развития событий, - пишет издание. - Первый: все закончится индивидуальными санкциями, к счастью, эта линия пока преобладает. Второй сценарий: вводятся торговые пошлины, что уже станет серьезной проблемой для мелких итальянских экспортеров. Третий сценарий - это самые настоящие экономические санкции: блокирование платежей, суперпошлины, запреты на определенные виды товаров, иными словами, паралич. Это станет бедствием для итальянских производителей, поскольку Россия - главный рынок с оборотом в 5 млрд евро. Обострение отношений затронет интересы, в том числе, и крупных компаний, таких, как Saipem (Eni), Indesit (24% рынка бытовой техники в России), Fimneccanica с масштабными проектами в сфере гражданской авиации".
Россия - пятый по значимости торговый партнер Италии: в 2013 году экспорт составил 32,6 млрд евро, импорт - 13,4 млрд. Торговое похолодание вызывает обеспокоенность и у российских предприятий, говорится в статье.