Крупнейший украинский производитель автомобилей - Запорожский автозавод (АвтоЗАЗ) требует продолжения государственной поддержки в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Об этом на завершившейся в Киеве V международной конференции по развитию автомобильной индустрии Украины "AutoPROm 2013" заявил депутат Верховной рады Тариэл Васадзе, который считается владельцем АвтоЗАЗа. Но аналитики рынка и экспортеры иномарок считают, что конкурентоспособность этого предприятия больше зависит от качества его продукции. Ассоциация с ЕС принесет новые контракты В случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС Украине придется конкурировать за привлечение европейских инвесторов с другими странами. В частности, немецкие производители комплектующих и запасных частей для автопрома наряду с Украиной рассматривают расширение своего производства в Китае и Мексике, заявил на конференции в Киеве чрезвычайный и полномочный посол Германии на Украине Кристоф Вайль (Christof Weil). Вместе с тем, он считает, что ассоциация с ЕС откроет перед страной новые перспективы по развитию автомобилестроения и принесет новые контракты с немецкими производителями. Проблемой для инвесторов на Украине остаются высокие налоги и тарифы, а также плохие дороги. Сильной стороной страны посол назвал наличие квалифицированной рабочей силы и географическую близость к европейскому рынку. "Украина может пойти по пути Словении и Чехии, поэтому очень важным является подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС", - сказал Вайль. Без господдержки не выжить В ответ владелец корпорации "УкрАвто", в которую входит АвтоЗАЗ, депутат Верховной рады Тариэл Васадзе отметил, что в упомянутых послом странах инвесторам была оказана поддержка в виде предоставления площадок для строительства автозаводов, правительственных грантов, хороших дорог и обучения персонала. На Украине же бюджетных средств для финансирования таких проектов нет, отметил Васадзе. Отвечая на вопрос DW, главный лоббист украинского автопрома выступил за сохранение введенных в апреле специальных таможенных пошлин на импорт новых легковых автомобилей в 13 процентов. "Какая еще страна может себе позволить семипроцентные пошлины на экспорт автомобилей, если в ЕС эти пошлины достигают десяти, а в Китае 30 процентов?", - задал Васадзе риторический вопрос. Российский рынок закрыт Он считает, что это ударило не только по украинским автостроителям, но и привело к значительному выводу валюты из страны и сокращению поступлений в госбюджет. "В 2012 году импорт автомобилей достиг 89 процентов от общего объема продаж. Это произошло после вступления Украины в ВТО и снижения таможенной пошлины с 20 до семи процентов", - заявил Васадзе. Бывший сторонник евразийской интеграции, Васадзе сегодня поддерживает идею ассоциации Украины с ЕС. Аналитики рынка не исключают, что на него сильно повлияла потеря российского рынка после введения Москвой с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора на украинские машины. "Ранее мы продавали в России около половины своей продукции - от 40 до 80 тысяч автомобилей в год. Сегодня мы продаем в Россию лишь около десяти процентов от того, что было", - подтвердил в интервью DW Васадзе. Конкуренция свободная и равноправная Готовясь к работе в условиях зоны свободной торговли с Евросоюзом, собственник крупнейшего в стране автозавода призывает правительство Украины не сокращать господдержку местного автопрома. С ним согласен президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах, который призвал к "равноправной конкуренции" иностранных и украинских автостроителей. "У нас физический и моральный износ основных фондов производства в автопроме достигает 60 процентов, энергоемкость продукции более чем в два раза выше, чем в ЕС, производительность труда в три-четыре раза ниже, стоимость кредитных ресурсов - от 20 процентов и выше", - так аргументировал необходимость господдержки для украинских производителей Кинах. Однако статистика ассоциации "Укравтопром" свидетельствует о том, что по итогам первого полугодия 2013 года заградительные пошлины не сработали и продажи новых запорожских автомобилей сократились на 5,9 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Лидер Всеукраинской ассоциации автомобильных дилеров и импортеров Олег Назаренко в интервью DW сказал, что конкурировать с мировыми производителями автомобилей украинский автопром более эффективно мог бы путем повышения качества продукции и снижения цены. |