Российское военное ведомство меняет план обороны страны в связи с формированием новых авиабаз в Центральной Азии, Белоруссии и Арктике.
На новых аэродромах будут постоянно базироваться части фронтовой авиации, кроме того, они могут использоваться как передовые базы для стратегических бомбардировщиков. О стремлении расширить присутствие ВВС России за рубежом говорит и недавний перелет стратегических ракетоносцев Ту-160 в Венесуэлу и Никарагуа.
Военно-воздушные силы – один из самых гибких инструментов, имеющихся в распоряжении руководства страны. А на огромных просторах Евразии ВВС, по сути, становятся безальтернативным средством быстрого реагирования, способным оперативно нанести удар по обнаруженной угрозе и обеспечить развертывание других сил.
Усиление имеющихся авиабаз и формирование новых обеспечивает оперативное развертывание ВВС России в регионах с наибольшей ожидаемой военно-политической активностью, полагает военный эксперт, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Константин Макиенко:
"В Центральной Азии после ухода американцев из Афганистана резко возрастают риски масштабной дестабилизации региона, причем как импортированной нестабильности самого Афганистана, так и эндогенной нестабильности, связанной со слабостью режимов, этническими трениями и преклонным возрастом ряда лидеров".
О возможности нового вооруженного конфликта в Центральной Азии, в который будет вовлечена Россия, говорят уже не первый год. В рамках подготовки к возможному обострению ситуации Россия укрепляет сотрудничество с партнерами по ОДКБ, оказывая им военно-техническую поддержку, и обеспечивает свое присутствие в регионе.
Арктический регион, менее опасный с точки зрения вероятности вооруженного конфликта, тем не менее в обозримом будущем также станет ареной соперничества, в том числе военно-политического. Ресурсы Арктики и ее транспортные возможности интересуют многие государства, в том числе и отдаленные от Северного полярного круга, считает Константин Макиенко.
ВВС России располагают различными средствами для решения задач в отдаленных регионах. Однако в ближайшие 10-15 лет военная авиация должна серьезно измениться, резко повысив возможности "проекции силы". Изменения коснутся всех родов авиации. Стратегические машины дальней авиации должны быть модернизированы и оснащены современными высокоточными неядерными средствами поражения – сегодня их основным инструментом остаются крылатые ракеты с ядерными боевыми частями.
Меняется облик фронтовой, или, как ее недавно стали называть, тактической авиации: все новые машины имеют возможность дозаправки в воздухе, это резко повышает их дальность полета, увеличиваются закупки высокоточного оружия. Параллельно возобновляется выпуск "летающих танкеров" - модернизированные самолеты Ил-78М-90, которые планируется производить на основе транспортника Ил-76МД-90А, запущенного в серию в Ульяновске.
Новые летающие танкеры и транспортники облегчат оперативное перебазирование подразделений ВВС. Транспортные самолеты, кроме того, активно используются для передислокации и снабжения частей сухопутных войск и ПВО. Вопросы снабжения по воздуху отрабатываются на всех более-менее крупных учениях Вооруженных сил России: в ходе стратегических учений "Запад-2013" были моменты, когда в воздухе находились одновременно свыше ста самолетов Ил-76.
Обновление авиации и расширение системы базирования ВВС, стоящие немалых денег, - это самые важные направления модернизации вооруженных сил. Каждый вложенный в ВВС рубль будет оправдан растущей эффективностью военной машины и сокращением людских потерь.