Для компании DB Schenker, грузовой "дочки" концерна Deutsche Bahn AG, рельсовая связь между Китаем и Германией – это весьма экзотический проект с довольно сложной логистикой. И рекордной протяжённостью маршрута дело не ограничивается. Достаточно сказать, что он проходит по территории ещё четырёх стран (Казахстана, России, Белоруссии и Польши) и пересекает несколько границ с их порой непредсказуемыми таможенными заморочками. Плюс к тому (впрочем, это скорее минус) поезд вынужден дважды менять колёсные пары из-за разницы в ширине колеи: в Китае, как и в Европе, расстояние между рельсами составляет 1435 мм, в то время как в России, Казахстане и Белоруссии оно чуть больше – 1520 мм. В свете всего вышесказанного две недели пути уже можно рассматривать как достижение.
Успех объясняется опытом, накопленным немецкими специалистами по логистике. Вообще-то, первый грузовой состав из Китая пришёл в Гамбург ещё пять лет назад, но тогда это был разовый пилотный проект с Пекином в качестве отправного пункта. С тех пор компания DB Schenker активно работала над тем, чтобы железнодорожное сообщение между немецкими и китайскими городами стало более регулярным. Например, в апреле 2011 года была установлена рельсовая связь Дуйсбурга с Чунцином. Как и Чжэнчжоу, Чунцин большинству из нас не известен, однако следует упомянуть, что по населению каждый из китайских "провинциалов" как минимум вдвое больше Берлина. Это крупные промышленные центры, которым есть что поставлять в Европу, и представители Германии оценивают двусторонние связи и растущий экономический потенциал Поднебесной весьма высоко. Так что нет ничего удивительного в том, что поезд из Китая в Гамбурге лично встречали глава Deutsche Bahn AG Рюдигер Грубе (Rüdiger Grube) и гамбургский сенатор по вопросам экономики Франк Хорх (Frank Horch).
Вместе с ними был и прилетевший в Германию мэр Чжэнчжоу Ма Йи (Ma Yi) – один из инициаторов этого транспортного проекта. Железнодорожный состав доставил на берега Эльбы изготовленные в провинции Хэнань одежду, бытовую электронику и другие товары широкого потребления. Шеф Deutsche Bahn AG в своём приветственном слове напомнил, что для Германии Гамбург всегда был воротами в мир, а теперь город становится воротами в Европу для Чжэнчжоу. Сенатор Франк Хорх подчеркнул, что благодаря порту Гамбург имеет давние связи с Поднебесной, а в грузовом железнодорожном сообщении он лично видит не конкуренцию морскому, а важное дополнение к нему.
О конкуренции говорить пока действительно рано, ведь поезд доставил в Гамбург всего 51 контейнер. Напомним, что судно-контейнеровоз среднего класса может одновременно перевозить 10 000 контейнеров, так что железнодорожникам нужно очень постараться, чтобы составить реальную конкуренцию торговому флоту. Помня о том, что эффективность – в регулярности, руководство Deutsche Bahn AG намерено выйти на уровень еженедельных, а потом и ежедневных рейсов в обоих направлениях. Это соответствует и пожеланиям китайских партнёров.
Если не принимать в расчёт быстрый, но дорогой воздушный транспорт, главный козырь железнодорожного – относительная дешевизна и скорость по сравнению с морским транспортом. Ведь одна только доставка контейнера из центральных регионов Китая в ближайший морской порт занимает порядка трёх дней. Всё это время железнодорожный состав уже мог бы полным ходом двигаться в сторону Германии.
"Привлекательность нашего предложения заключается прежде всего в коротком времени, которое занимает путь в Европу из центральной части Китая, – говорит начальник управления транспорта и логистики компании DB Mobility Logistics AG Карл-Фридрих Рауш (Karl-Friedrich Rausch). – Кроме того, прибытие поезда непосредственно в центр Германии даёт возможность быстрой и надёжной последующей транспортировки контейнеров к пунктам назначения. Мы надеемся, что теперь в выгодности этого предложения убедились и наши клиенты. Мы прогнозируем значительное повышение спроса на регулярное железнодорожное сообщение между Китаем и Германией".
По данным представителей компании DB Schenker, время, которое грузовые составы проводят в пути, может быть сокращено до десяти дней. Но для этого нужны организационные предпосылки – унифицировать транспортные правовые акты обеих стран, ускорить процесс таможенной обработки на границах и ввести цифровые международные документы на груз, которые уже существуют на воздушном транспорте. Без этого составы быстрее не пойдут.
|