Закрытие производства на родине и пуск новых заводов и фабрик за рубежом, в государствах низких зарплат, налогов и социальных выплат: тенденция, на фоне всеобщей глобализации превалировавшая в немецкой экономике начала 2000-х годов, практически сошла на нет. Перенос производства в другие страны перестал быть экономически оправданным, что, однако, не добавляет оптимизма немецким трудящимся. Между 2010 и 2012 годами доля немецких предприятий, сокращающих или останавливающих выпуск продукции на территории Германии с параллельным открытием производства за границей, снизилась до восьми процентов. Для сравнения: в 2003 году, на гребне "выездной" волны, выносившей заводы и фабрики из ФРГ, руководство 25 процентов немецких предприятий признавалось в полном или частичном переносе деятельности в экономически более выгодные условия за рубеж.
Масштабные перемены в отношении к заграничному производству не отражают потери интереса немецкой экономики к интернационализации: международные рынки остаются в центре внимания подавляющего большинства предприятий ФРГ. Германия по-прежнему продолжает входить в число мировых лидеров в области экспорта, а 21% принадлежащих немецким компаниям производственных мощностей, которые выпускают продукцию на 389 миллиардов евро, размещён за границей. Одним из наиболее впечатляющих примеров зарубежного производства среди самых солидных немецких компаний является крупнейший автомобилестроительный концерн Европы Volkswagen: только каждую пятую машину, сходящую с конвейеров головной вольфсбургской компании и множества её дочерних предприятий, по-прежнему можно считать немецкой. Почти каждый третий "народный автомобиль" выпускается в Китае, где число сотрудников VW за последние четыре года возросло на 134 процента – с 30 до 70 тысяч человек, и доля работников концерна Volkswagen в Азии теперь составляет 13 процентов. В Европе по-прежнему трудится львиная доля сотрудников компании – 440 из 550 тысяч человек, однако прирост занятых на местном производстве, составляющий всего 44 процента, заметно уступает азиатскому – к тому же он обеспечен в основном не наймом новой рабочей силы, а покупкой марок Porsche и Ducati с их заводами и сотрудниками. Ещё в 2008 году 34 процента автомобилей Volkswagen и дочерних марок были произведены в Германии, сегодня эта цифра достигает только 17 процентов.
Специалисты принадлежащего к Обществу Фраунхофера Института экономики и организации труда (Fraunhofer-Institut für Arbeitswirtschaft und Organisation, IAO), исследовавшие вопрос о выносе немецкими промышленниками производства за границу, подводят следующий итог: немецкие компании по-прежнему осуществляют солидные инвестиции в зарубежное производство, однако больше не делают их в ущерб домашнему. Сокращение и отказ от массового переезда за границу исследователи объясняют худшим качеством выпущенной вне границ Германии продукции и растущей стоимостью производства: низкие расходы и зарплаты, основное преимущество заграничного производства, уходят в прошлое.
Социалисты и скептики придерживаются точки зрения, отличной от выраженной в исследовании IAO, полагая, что ухудшаются не столько условия производства за границей, сколько положение немецкого рабочего класса. Вялый рост местных зарплат, с трудом успевающий за инфляцией, активная работа лоббистов, обеспечивающих предприятиям многочисленные льготы – как широко известные, так и хорошо скрытые лазейками законодательства, наконец – отсутствие в большинстве отраслей закреплённой законом минимальной оплаты труда позволяют производственникам не торопиться с переездом. Условия оплаты труда в ФРГ в ближайшем будущем вполне могут сравняться как минимум с восточноевропейскими, принимая во внимание темпы роста зарплат квалифицированных специалистов в ближнем зарубежье. В Германии от роста заработной платы, напротив, предостерегают. В частности, глава так называемого "Совета мудрецов" – консультационной группы экспертов в сфере макроэкономики при немецком правительстве, президент Рейнско-Вестфальского института экономических исследований (Rheinisch-Westfälisches Instituts für Wirtschaftsforschung, RWI) Кристоф Шмидт (Christoph Schmidt) на днях выразил собственные опасения в связи с возможным введением межотраслевой минимальной зарплаты. Её вероятный уровень – в настоящее время дискуссия ведётся в основном вокруг цифры в 8,50 евро в час – с точки зрения эксперта, завышен: "Любое рабочее место должно быть рентабельным, в противном случае оно исчезнет", – напоминает Шмидт. Или же перекочует за пределы Германии и Европы.
Пётр Левский |