Тайна банковских вкладов — уникальный ресурс, благодаря которому Швейцария благополучно жила даже в те времена, когда весь мир был охвачен войной. С этого года банковский суверенитет Швейцарии переходит в разряд исторических ценностей. Швейцария подписала под многолетним давлением США закон FATC, открывающий доступ к счетам в швейцарских банках. Соединенные Штаты с завидной регулярностью и упорством требовали в течение последнего десятилетия от швейцарских властей разрешить спецслужбам США доступ к информации о клиентах швейцарских банков. Вашингтон, начиная со времени заключения в 1943 году Бреттон-Вудских соглашений, придавших доллару статус единственной мировой резервной валюты, стремился поставить под контроль мировые финансовые центры. И это удавалось: банки Лондона, Бейрута, Франкфурта, позже Токио полностью зависели от Федеральной резервной системы, а ЦРУ и ФБР заходили в эти кредитные учреждения, как в собственные архивы. Исключение — Швейцария. Ее банковская система — главный источник благосостояния "альпийских гномов" — приносила до 30 процентов ВВП, опережая по доходности и часовщиков, и сыроделов, и даже туристический бизнес. После теракта 11 сентября 2001 года американцы получили достаточно убедительное обоснование для требований войти в швейцарскую банковскую систему. А после того, как США ввязались прямо и косвенно в войну практически со всем арабским миром — от Ливии до Сирии и шиитским Ираном, эти требования стали приобретать характер угроз, которые не позволяла в свое время даже фашистская Германия. В частности, в 2009 году США потребовали от крупнейшего банка Конфедерации Ю-Би-Эс передать информацию о его 4,4 тысячах клиентов. Переговоры шли долго и напряженно, в итоге потребовалось решение парламента Швейцарии, для того, чтобы на законных основаниях банк смог передать затребованные данные. Следующая атака состоялась в сентябре 2011 года, когда заместитель генерального прокурора США Джеймс Коул в ультимативной форме потребовал у Берна сведения о счетах и вкладах американских физических и юридических лиц в девяти швейцарских банках, включая системообразующие Credit Suisse, Julius Baer и другие из кантонов Цюрих и Базель. Эти вклады были сделаны с 2002 по июль 2010 года на сумму не менее 50 тысяч долларов. Швейцарцы оговаривали передачу информации рядом условий, ведь фактически подобные действия можно квалифицировать, как антиконституционные. Вероятно, по этой причине США перешли от разовых, по случаю ультиматумов, к системной осаде, которая завершилась подписанием в феврале этого года соглашением FATCA . Это американский закон о налогообложении иностранных счетов, который обязывает иностранные финансовые организации заключить до 30 июня 2013 года соглашения с налоговой службой США, предусматривающие передачу информации о счетах, открытых американскими налогоплательщиками. Результаты подобной политики США привели к серьезному кризису в банковской сфере Швейцарии. Десятки тысяч банковских служащих были уволены, доля банковской сферы в ВВП кантона Женева упала с 34 до 17 процентов, а сумма денег, размещенных иностранцами, упала с 1042 миллиарда в 2007 году до 562 миллиардов долларов в 2012 году. Здесь уместно сделать небольшое отступление. Дело в том, что давление на Швейцарию — лишь одна из составляющих общего процесса ужесточения внешней и внутренней политики США. А этот процесс был запущен и юридически оформлен указом президента США Б. Обамы от 16 марта 2012 года "О готовности ресурсов национальной обороны". Этот указ, состоящий из восьми разделов, предписывает всем министерствам и силовым ведомствам разработать мобилизационные планы на случай войны, а также существенно ограничивает права граждан США в чрезвычайных ситуациях, вплоть до изъятия личного имущества и финансов. Разведывательным структурам США, вероятно, также предписано усиливать работу по контролю за денежными средствами, в том числе влиятельных персон из стана вероятного противника. А теперь вернемся к соглашению FATCA. На какие лица распространяется его ключевое положение о выдаче банковской информации? Бесспорно, обладателей американских паспортов. Держателей грин-карты, компаний, образованных с участием американского капитала или подлежащих налогообложению в США по месту своего нахождения. Но не только: для идентификации американского налогоплательщика банкам предлагается использовать обширный перечень критериев: наличие почтового адреса или абонентского ящика в США, почтовый адрес с пометкой "до востребования", доверенность или право подписи, предоставленные лицу, владеющему адресом на территории США… Словом, любой человек, в том или ином виде хотя бы раз имевший дело с этой замечательной страной — от покупки детской одежды в интернете до приобретения недвижимости во Флориде — подпадает под действие закона и информация о нем будет передана в госорганы США. Надо ли говорить о тех великолепных возможностях, которые открывает упомянутая финансовая информация для спецслужб? К примеру, возможность влиять на крупного российского руководителя, который держит средства неясного происхождения в швейцарском банке? Найдется множество причин, по которым эти деньги могут быть заблокированы и изъяты, как это происходило со счетами некоторых бывших и действующих глав государств, в том числе Казахстана и Украины. Юрий Скиданов |