Минпромторг возобновляет производство в России речного скоростного пассажирского флота. Головным исполнителем по созданию нового поколения судов на подводных крыльях (СПК) стало нижегородское ЦКБ по СПК им Р. Е. Алексеева. Бюро уже начало разработку проекта "Валдай 45Р" и летом собирается начать строительство на своей площадке опытного образца судна. По информации экспертов, стоимость контракта на разработку составляет не менее 590 млн руб. Спрос на новые суда обеспечат туристические компании и транспортники из регионов с неразвитой инфраструктурой, а экспорт будет зависеть от маркетинга производителей, говорят аналитики. О разработке скоростного пассажирского судна на подводных крыльях (СПК) нового поколения "Валдай 45Р" проекта 23180 „Ъ“ рассказали в Минпромторге России. По данным министерства, работа над проектом ведется в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 гг.", которая включает создание морских и речных скоростных пассажирских судов. По замыслу заказчика "Валдай 45Р" вместимостью 40–45 пассажиров должен отличаться от ранее созданных СПК повышенной экономической эффективностью постройки и эксплуатации судна, уровнем динамических характеристик, дальностью плавания и повышенным межремонтным интервалом, а также комфортностью для пассажиров. Предполагается, что для изготовления носового крыльевого устройства и корпуса судна будут использоваться композиционные материалы на базе углеволокна и стекловолокна, а сам корпус будет изготовлен из алюминиевого сплава. "Разработчик должен обеспечить скорость хода около 60 км/час, длину корпуса около 21 м, ширину корпуса — около 3,6 м. Базовый проект 23180 СПК "Валдай 45Р" уже завершен, но технические характеристики СПК будут уточнены на стадии разработки конструкторской документации", — отметили в Минпромторге. Головным исполнителем по созданию СПК нового поколения по итогам ряда конкурсов Минпромторга стало нижегородское ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева" (ЦКБ по СПК). В рамках федеральной программы бюро в 2012–2014 годах должно выполнить техпроекты четырех СПК и двух судов на воздушной каверне на днище, а сейчас ведет опытно-конструкторские работы по созданию опытного образца СПК и крыльевого устройства из композиционных материалов. "Внедрение материалов на основе углепластика позволит снизить стоимость судна при серийном строительстве, увеличить экономические показатели, повысить комфорт — снизить шум и вибрацию, а также обеспечить современный внешний вид судна", — пояснил „Ъ“ генеральный директор ЦКБ по СПК Сергей Платонов. Разработка документации по шести проектам должна завершиться в 2014 году, но уже летом 2013 года ЦКБ по СПК на собственной площадке планирует построить опытное судно "Валдай 45Р", уточнил заместитель гендиректора конструкторского бюро Игорь Серов. "Главное — не рисовать бумагу, а создавать головные изделия, которые можно будет показать. Но мы понимаем, что многие вещи не сможем сделать самостоятельно, поэтому привлекаем к проектированию крупные концерны, такие как Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, ОКБМ им. Африкантова", — говорит господин Серов. Для софинансирования строительства опытного судна "Валдай 45Р" на своей площадке ЦКБ рассчитывает привлечь инвесторов, причем желающие уже есть, отмечают на предприятии. Стоимость собственного контракта на проектирование в ЦКБ не раскрывают. По данным заместителя генерального директора ФГУП "ЦНИИ судостроительной промышленности „Центр“" Виталия Савченко, ЦКБ по СПК выполняет для Минпромторга проектные работы общей стоимостью более 590 млн руб. Центральное конструкторское бюро им Р. Е. Алексеева было образовано в 1957 году на базе научно-исследовательской гидродинамической лаборатории завода "Красное Сормово", акционировано в 1993 году. Специализируется на разработке и строительстве спортивных и туристских судов, летательных аппаратов, включая космические, а также судов на подводных крыльях и судов на воздушной каверне. 70% производимой продукции гражданского назначения, 30% — военного. По данным ЕГРЮЛ, 30,54% контролируют физлица, 24,46% — петербургское ООО "Ридо", 16,48% — петербургское ООО "Харвуд", 14,99% — ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", 13,53% — ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания". По данным "Картотеки", по итогам 2011 года выручка компании составила 81,7 млн руб., чистая прибыль — 1,79 млн руб. В том, что новые суда будут востребованы на российском рынке, в Минпромторге не сомневаются. В частности, еще в 2011 году заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский заявил, что российские компании не только "заинтересованы в приобретении судов, но и готовы участвовать в финансировании разработки проектов". В самом ЦКБ по СПК отмечают, что суда нового поколения востребованы на Дальнем Востоке, в Северо-Западном, Ханты-Масийском и Приволжском округах, а также в Приморском крае. "Уже сейчас есть заказчики, которые хотят эксплуатировать суда в ряде регионов страны, где транспортная система недостаточно хорошо развита и в сезон можно преревозить по воде пассажиров и грузы. Более того, Минпромторг считает, что в России давно назрел вопрос по обновлению водной транспортной системы: срок эксплуатации многих судов достигает 40 лет, особенно в Санкт-Петербурге, где много туристических маршрутов", — говорит Игорь Серов. Большую часть спроса на новые СПК составит туристическая отрасль, соглашается Михаил Пак из "Атона". "Раньше СПК активно ипользовались в качестве общественного транспорта, а сейчас большая часть спроса будет со стороны туристических компаний", — считает аналитик. По мнению эксперта, прежде всего новые суда будут востребованы в Московской области и Санкт-Петербурге, а также на реках и водохранилищах Поволжья. По мнению Виталия Савченко, частным компаниям СПК могут быть интересны также для эксплуатации месторождений углеводородов. "Значительный спрос", по словам эксперта, возможен и со стороны государства, например для нужд МЧС России и пограничной службы ФСБ России. "Экспортный потенциал тоже есть. Но успех отечественных судов в соответствующей нише будет во многом зависеть от маркетинговых усилий отечественных судостроителей, в том числе на традиционных для них рынках. К примеру, в советский период основными направлениями экспорта являлись Греция, Болгария, Алжир, КНР, Вьетнам", — добавляет господин Савченко. |