Россия видит себя островом стабильности во "все более труднопредсказуемом" и "турбулентном" мире, а главным приоритетом своей внешней политики считает постсоветское пространство. Об этом говорится в проекте "Концепции внешней политики РФ", разработанный МИД РФ по указанию президента, который оказался в распоряжении газеты "Коммерсантъ". Из документа следует, что его авторы во многом отталкивались от ключевых положений программной статьи Владимира Путина "Россия и меняющийся мир", опубликованной накануне мартовских выборов. Одним из таких положений является тезис о том, что России приходится строить свою внешнюю политику в крайне нестабильном мире, а многие его беды и проблемы происходят от попыток Запада, и прежде всего США, вмешиваться во внутренние дела других государств. В сравнении с 2008 годом авторам нового документа мир видится более "нестабильным" и "непредсказуемым". Факторы, делающие его таковым, описаны в разделе "Современный мир и внешняя политика РФ". Первый - это глобальный кризис. Второй фактор нестабильности - вмешательство Запада в дела других стран, когда, как в случае "арабской весны", "попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей" чреваты "сползанием к хаосу и неуправляемости в международных отношениях". Третий фактор - расшатывание роли ООН - проявляется в попытках "регулировать кризисы путем применения вне рамок Совбеза ООН односторонних санкций и мер силового воздействия", "произвольном прочтении его резолюций", "реализации концепций, направленных на свержение законных режимов". Четвертый - усиление трансграничных вызовов и угроз, где в качестве одного из ключевых пунктов впервые названы "угрозы в информационном пространстве". И пятый фактор нестабильности - "тенденция на реидеологизацию международных отношений" (в концепции 2008 года провозглашалось "прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия холодной войны"). С учетом всех этих факторов авторы концепции делают вывод: "В условиях глобальной турбулентности и растущей взаимозависимости государств не имеют перспектив попытки строить отдельные "оазисы спокойствия и безопасности"". Тем не менее России отводится "уникальная, сформировавшаяся за века роль уравновешивающего фактора в международных делах и развитии мировой цивилизации". В соответствии с этой сверхмиссией Россия и будет строить свою внешнюю политику. У России, по мнению авторов, должно быть несколько ключевых целей. Первая - помогать спасению мировой экономики, для чего "Россия намерена активно содействовать формированию справедливой и демократической глобальной торгово-экономической и валютно-финансовой архитектуры". Вторая цель - борьба с вмешательством во внутренние дела. Для этого Москва будет "добиваться уважения прав и свобод человека", но "с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства". А в интернете - противодействовать использованию в этих целях новых технологий. Третья цель - отстаивание "безальтернативности" ООН, а значит, недопущение того, чтобы под предлогом концепции "ответственности по защите" (как в Ливии) "осуществлялись военные интервенции и прочие формы вмешательства". Реализовывать эти задачи Россия намерена в том числе и с помощью "мягкой силы". Этот термин Владимир Путин впервые использовал в своей программной статье, а потом и в июльском послании к российскому дипкорпусу. В новой концепции впервые дается его отечественная трактовка - "комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии". С помощью такой "мягкой силы" Москва надеется создать "объективный образ страны", а заодно улучшить "информационное сопровождение" своей внешней политики. Для этого предполагается использовать "возможности новых технологий" (Twitter-дипломатия), а также потенциал "многомиллионной российской диаспоры" за рубежом. Проживающим за рубежом соотечественникам в новой концепции вообще отводится особая роль, а Россотрудничество впервые упомянуто среди структур, участвующих в разработке и реализации внешней политики РФ. Изменились акценты и в разделе "Региональные приоритеты". Абсолютным приоритетом внешней политики РФ названа интеграция на постсоветском пространстве. В концепции большое внимание уделено СНГ, Таможенному союзу, ЕврАзЭС (и будущему Евразийскому экономическому союзу), ОДКБ и Союзному государству РФ и Белоруссии (фактически выпавшему из прежней концепции). Россия надеется "подключить к углубленным интеграционным процессам" и Украину. Второе место среди приоритетов РФ занимает Евросоюз - особо выделяется задача достижения безвизового режима. Важнейшими партнерами в Европе названы Германия, Франция, Италия и Нидерланды - то есть те, с кем Россия активно сотрудничает в газовой сфере. Далее говорится о взаимодействии с ОБСЕ, НАТО, странами Северной Европы, Советом государств Балтийского региона и Балканами. От США РФ будет добиваться "правовых гарантий ненаправленности ПРО против российских сил ядерного сдерживания", а также "соблюдения норм международного права, включая принцип невмешательства во внутренние дела государств". Развитие "дружественных отношений" с Китаем и Индией названо одним из "важнейших" направлений российской внешней политики. А Азиатско-Тихоокеанский регион объявлен "самым динамично развивающимся геополитическим пространством, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики". |