Ли Цзянь
Недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев во время визита во Вьетнам рассказал СМИ, что Россия и Вьетнам в данный момент обсуждают вопрос создания российского военного пункта материально-технического обеспечения в бухте Камрань. Военное сотрудничество этих двух стран на протяжении последних лет развивается быстрыми темпами, каждая из сторон получает то, в чем нуждается, очевидны и их стратегические планы.
Для России Камрань была самой важной зарубежной военно-морской базой и стратегическим форпостом СССР в период холодной войны. Она никогда не теряла своего значения, а была оставлена лишь на время в связи с экономическими вопросами. Сейчас у России есть две веские причины для возвращения в Камрань.
Прежде всего, российская сторона сможет таким образом заявить о своих амбициях. Владимир Путин, будучи сейчас ключевой фигурой российской политики, сделал возрождение страны личной задачей, в стратегии и внешней политике он придерживается жесткого курса, и так как в настоящий момент экономика России восстанавливается, а мощь государства растет, естественно возникает надежда вернуть былой авторитет. Еще одной причиной является расширение стратегического пространства страны. На фоне быстрого возрождения совокупной мощи государства, Россия стремится найти возможность для расширения своих сил. На этот раз возвращение в Камрань – один из важных шагов в общем процессе возвращения России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Можно предположить, что Россия и дальше будет продолжать твердую линию в вопросе Курильских островов, охраняя свой северный выход в Тихий океан. Вместе с тем, южная база Камрань восстановит бывшую сферу влияния СССР в Юго-Восточной Азии. Вьетнамская сторона ради сохранения и увеличения экономических выгод от Южно-Китайского моря идет на такие мелочные трюки, как активное поощрение вмешательства других стран в региональные вопросы, привлечение помощи иностранных сил, расшатывание существующего порядка, демонстрацию укрепляющихся в течение последних лет военных связей с такими крупными державами, как США, Япония, Индия и Россия. Начиная с прошлого года, отношения США и Вьетнама в военной сфере преодолели период охлаждения и даже оживились. Вьетнамская сторона сразу же дала понять, что планирует отдать в аренду бухту Камрань, и даже пригласила в этом году американского министра обороны Леона Панетту посетить базу. Вьетнаму удается успешно балансировать между США и Россией, извлекая из ситуации значительную выгоду. И все же открытое сотрудничество с США равносильно попытке посоветоваться с тигром о том, как заполучить его шкуру. Любое дальнейшее сближение здесь может навредить. Важно не заставлять Китай беспокоиться, а Вьетнам опять обращается к иностранной помощи, для чего Россия, бесспорно, подходит как никто другой, к тому же это заявление было сделано в нужный момент.
Возвращение России в Камрань еще больше усложняет ситуацию в Южно-Китайском море. Вне зависимости от того, американо-филиппинский это альянс или военное сотрудничество России и Вьетнама, все это незаметно делает более значимым фактор влияния конфликтов в Южно-Китайском море, а также увеличивает издержки Китая по защите собственных интересов в регионе. Кроме того, возрастает риск неопределенности в вопросе военной безопасности на море.
Возвращение России в Камрань приводит к тому же. С одной стороны, вне зависимости от иностранного присутствия, самой крупной силой в Южно-Китайском море по-прежнему остается Китай. Россия и США продолжают давнее соперничество в Южно-Китайском море, и их противоборство может создать ценную стратегическую возможность. С другой стороны, этот регион не обладает огромными пространствами, и вмешательство любой сторонней силы создаст самые разные трудности. Поскольку здесь и так уже присутствует влияние всех стран АТР, присоединение еще одного крупного государства – России – совсем не означает угрозу дальнейшего вмешательства. В конце концов, это лишь создаст для КНР пространство для политики на уровне крупных держав.
Автор – научный сотрудник Военно-морского научно-исследовательского института КНР.
Перевод выполнила Тая Скачкова. Оригинал публикации: 俄重返金兰湾,未必是坏事 |