В 2011 г. 214 компаний США, из которых 62 входят в сотню крупнейших по версии журнала Fortune, потратили на филантропию $19,9 млрд. Такие цифры приводятся в докладе Corporate Giving Standard (CGS), подготовленном Комитетом по поддержке корпоративной филантропии (CECP). Расходы на благотворительность включают в себя как денежные, так и неденежные пожертвования. В среднем компании, участвовавшие в опросе CECP, направили на благотворительность по $21,02 млн, или $695 на сотрудника. Год назад 184 компании США, согласившиеся участвовать в исследовании CECP, выделили на филантропию $15,5 млрд, а размер среднего взноса на одного сотрудника был ниже — $628 (подробнее см.таблицу).
Самыми щедрыми в 2011 г. были энергетические корпорации. Они потратили на благотворительность по $59,54 млн. Энергетический сектор обогнал прошлогоднего лидера — крупные корпорации из рейтинга Fortune-100, расходы которых на филантропию в среднем составили $57,28 млн. Третье место заняли компании, работающие с потребительскими товарами первой необходимости: в среднем $48,82 млн. Потом следуют сектор здравоохранения ($28,11 млн), компании, работающие с розницей не первой необходимости ($21,02 млн), и финансовые компании ($19,38 млн).
Кризис поправил
Глобальный экономический кризис по-прежнему вносит коррективы в благотворительную политику компаний. Хотя кризис ощущался уже в 2007 г., первые два года он не сказывался на корпоративной благотворительности. В 2007 г., когда обанкротились хедж-фонды Bear Stearns, четверть компаний увеличила пожертвования на 25%, а в 2008 г., когда обанкротился Lehman Brothers, а AIG оказалась на грани разорения, уровень отчислений остался прежним. Перелом наступил в 2009 г., когда 59% компаний урезали бюджеты на благотворительность.
В 2010 г. вместе с ростом доходов и прибыли в корпоративной благотворительности тоже начался новый отсчет. Расходы на филантропию за год увеличились у 59% участников опроса CECP, сохранились на прежнем уровне у 11% и сократились у 30%. В 2011 г. 55% участников опроса тратили на благотворительность больше, 8% — столько же, а 37% — меньше средств, чем годом ранее.
Деньги шли как на новые проекты, так и на традиционную работу. Больше всего денег — 31% — идет в сектор здравоохранения, 24% — на образование, 17% — на общественно-экономическое развитие, 14% — на культуру и искусство, 6% — на решение экологических проблем и 2% — на помощь жертвам природных катастроф.
Фармакологические компании традиционно львиную долю благотворительной помощи — 64% — отдают сектору здравоохранения. В основном это неденежные пожертвования. Компании из других секторов тоже тратят значительную долю средств, выделяемых для филантропии, на приоритетные области.
На саммите 2012 г. CECP попросил менеджеров корпораций, занимающихся благотворительностью, анонимно ответить на вопросы о своих планах на этот год. 47% отвечавших полагают, что расходы на филантропию сохранятся на уровне 2011 г., 40% ожидают увеличения расходов, оставшиеся 13% - сокращения.
По сравнению с предкризисными годами компании стали меньше распылять деньги, выделяемые на филантропию. В 2009 г. у 11% компаний было более трех основных направлений благотворительной работы, сейчас таких лишь 4%. Теперь 54% компаний (по сравнению с 48% в 2010 г. и 42% в 2011 г.) сосредоточивают затраты на благотворительность всего на одном секторе.
Молодые не жертвуют
В будущем роль корпоративной благотворительности будет только расти, тем более что индивидуальная благотворительность в развитых странах стареет. В Великобритании более половины пожертвований на благотворительность сейчас делают люди старше 60 лет, говорится в докладе Charities Aid Foundation (CAF). 30 лет назад на их долю приходилось 35% пожертвований.
Число домохозяйств, жертвующих деньги на благие дела в Великобритании, сократилось с 32% в 1978 г. до 27% в 2010 г. Меньше стали жертвовать все возрастные группы — за исключением граждан старше 60 лет. В 1980 г. 23,2% британцев моложе 30 лет делали пожертвования, в 2010 г. — лишь 15,6%. Среди 30-44-летних и 45-59-летних британцев доля занимающихся благотворительностью сократилась с 33,7 до 24,8% и с 39,1 до 26,5% соответственно. Среди жителей 60-74 лет и старше 75 лет эта доля выросла с 30,7 до 32,7% и с 27,4 до 31,1%.
Соответственно изменились доли разных возрастных групп в общем объеме пожертвований. В 1980 г. вклад молодых людей (до 30 лет) составлял 8%, в 2010 г. — лишь 3%. А вот доля тех, кто старше 75 лет, в 1980 г. составляла 9%, в 2010 г. — 21%. С возрастом благотворители становятся и более щедрыми. В 2010 г. в возрастной группе до 30 лет средства, отчисляемые на благотворительность, составляли 0,16% от общих расходов, у граждан 30-44 лет — 0,28%, у 45-59-летних — 0,41%, у 60-74-летних — 0,81%, у тех, кто старше 75 лет, — 1,54%.
Но в целом уровень индивидуальной благотворительности в мире растет, следует из другого доклада CAF — World Giving Index, правда, Россия занимает в нем достаточно скромное место. При составлении рейтинга учитывали три параметра: сколько денег переводится в благотворительные фонды, сколько времени тратится на волонтерство и на помощь незнакомым людям, попавшим в беду. По оценке CAF, в 2011 г. 32,4% жителей планеты участвовало в благотворительности по сравнению с 31,6% в 2010 г. Правда, переводить деньги в фонды в последние годы стали меньше, а участвовать в волонтерстве и помогать конкретным людям — больше. В первую пятерку стран в рейтинге CAF входят США, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия и Великобритания. Ни одной страны из Центральной и Восточной Европы в первой двадцатке нет. По уровню благотворительности Центральная и Восточная Европа занимают последнее — 13-е — место в списке регионов мира, а Россия — 130-е место в списке из 153 стран. В странах Центральной и Восточной Европы благотворительностью занимается 24% населения.