Несмотря на непростую экономическую ситуацию, Евросоюз намерен расширяться дальше. По словам члена Еврокомиссии по вопросам европейской политики соседства и расширения Штефана Фюле, в ближайшие шесть-восемь лет мечта ряда государств стать членами ЕС может осуществиться. Правда, осторожный тон доклада ЕС намекает на хорошую мину при плохой игре. Европейская комиссия опубликовала доклад, касающийся расширения ЕС, в котором оцениваются шансы кандидатов на вступление в Евросоюз. Таковыми, согласно докладу, являются Исландия, Черногория, Сербия, Македония, Албания, Хорватия, Босния и Герцеговина, Исландия и Турция. Среди претендентов Брюссель не имеет серьезных претензий лишь к Исландии и Черногории. Эксперты полагают, что о приеме новых членов в ЕС можно будет говорить только через шесть-восемь лет. Доклад, подготовленный Еврокомиссией, уже передан на рассмотрение Европейскому совету и Европарламенту. Общий тон доклада оказался довольно критическим. Больше всего претензий у еврокомиссаров вызвала Сербия. Весной она получила статус кандидата на вступление, однако назначить дату очередного этапа переговоров комиссары пока не готовы. Основная причина — неурегулированный конфликт между Сербией и Косово. Кроме налаживания взаимоотношений с Приштиной, Белграду советуют обеспечить независимость Центрального банка и провести реформу судебной системы. Не решится в ближайшее время и вопрос о вступлении Македонии. Она получила статус кандидата еще в 2005 году, но с того момента переговоры так и не сдвинулись с места. Причина задержки заключается в споре Скопье и Афин о названии Македонии — в состав Греции входит одноименный регион, поэтому ООН называет страну бывшей югославской Республикой Македония. Мало пока что шансов на интеграцию в ЕС и Албании, которой рекомендовали провести реформы парламента и избирательной системы. Еще хуже дела обстоят дела у Боснии и Герцеговины. Как следует из доклада, страна отклонилась от пути евроинтеграции. Отличилась только Черногория — единственное государство региона, получившее право на переговоры о вступлении в Евросоюз уже в этом году. Вероятнее всего, именно Черногория сразу же после Хорватии станет членом ЕС. Напомним, Хорватия 1 июля 2013 года готовится принять полноправное членство, став 28-й страной ЕС. Помимо Черногории, высокие шансы вступить в ЕС имеет Исландия. По мнению доцента кафедры европейских интеграций МГИМО Александра Тэвдой-Бурмули, Исландия — наименее проблемный кандидат для Евросоюза, а для ее самой членство в ЕС — единственный вариант спасения собственной экономики. Но пока вопрос о вхождении в ЕС даже не выносился на референдум. Это отчасти связано с желанием страны избежать принятия жестких правил рыболовства, которые действуют в ЕС. Наконец, вовсе непонятны перспективы самого давнего кандидата — Турции. Главным препятствием формально остается ее конфликт с Кипром. В 2012 году давнее противостояние обострилось из-за того, что Кипр председательствует в ЕС. В докладе отмечается, что Анкара резко снизила взаимодействие с Европой. ЕС также обеспокоен ситуацией с правами человека в этой стране. Главный вывод из доклада таков: несмотря на кризис, Евросоюз не отказывается от расширения, однако и спешить с евроинтеграцией не намерен. А что думают простые жители Евросоюза? Граждане уверены, что кризис сделает Евросоюз сильнее, однако большинство не хочет, чтобы Союз набирал новых членов. Согласно недавнему исследованию "Евробарометра 77", в котором впервые участвовали граждане Сербии, других стран-кандидатов, а также турецкой части Кипра, доверие к ЕС не уменьшилось. Правда, половина опрошенных считает, что экономика Еврозоны очень слабая и улучшений ждать не стоит. 53 процента опрошенных высказались против вступления в ЕС новых стран, тогда как 36 процентов граждан ЕС поддерживают расширение. Вступление новых членов больше всего приветствуют жители "задворок" Евросоюза — поляки (62 процента), латыши и румыны (58 процентов), болгары и словенцы (56 процентов). Меньше всего расширение ЕС поддерживают благополучные немцы (20 процентов), австрийцы (21 процент) и французы (25 процентов). В этих цифрах нет ничего удивительного, ведь именно эти страны являются главными донорами ЕС, и именно им приходится решать основные его проблемы союза. Доктор политических наук Алексей Громыко объясняет "формальную часть" приема стран-членов следующим образом. Если какая-то страна становится кандидатом на вступление в ЕС, эту процедуру нельзя затормозить никаким политическим решением. Черногория является той страной Западных Балкан, которая, несмотря на все проблемы ЕС, в ближайшее время станет его членом. Она настолько мала, что не ухудшит (равно как и не улучшит) экономику Евросоюза. С политической точки зрения ЕС даже выиграет, поскольку тем самым покажет, что даже в кризис многие страны стучатся в его двери. Сейчас ситуация такова, что остановить конвейер невозможно. Это будет ЧП: весь мир расценит отказ какой-либо страны вступать в ЕС как дополнительный сигнал о слабости Евросоюза и его возможном распаде. Поэтому все делают хорошую мину при плохой игре. Никакой экономики за этими действиями нет. Евросоюз на сегодняшний день не имеет средств для поднятия жизненного уровня Черногории, для того, чтобы строить там дороги и налаживать инфраструктуру. Поэтому речь идет исключительно о политической целесообразности, о поддержке внешнего лоска и имиджа благополучия. Очевидно, что в настоящий момент Еврозона должна расширяться за счет только сильных стран, не принимая к рассмотрению развивающиеся и догоняющие государства. Но крепкие экономики не очень-то торопятся присоединяться к евро, расценивая этот факт как потерю части свобод. И еще один аспект. С увеличением числа членов Евросоюзу становится все сложнее принимать решения. В самые тяжелые моменты ключевые договоренности происходят на уровне Франция-Германия. Это наглядно показывает, что когда нужно сделать нелегкий выбор в сжатые сроки, то чем меньше участников дискуссии, тем лучше. Евросоюзу давно пора серьезно задуматься о том, следует ли далее расширяться. Либо упростить процедуру выхода из валютного механизма как наказание. В расширении Евросоюза есть определенные плюсы для России. К территории РФ приближается зона благосостояния. Несмотря на кризис, вступление в ЕС дает толчок развитию его новых членов. Соответственно, появится больше возможностей для взаимодействия. Поэтому в среднесрочной перспективе России это может быть выгодно. В ЕС уверены, что грядущее расширение весьма позитивно отразится на экономике России: в результате расширения повысится экономическая и политическая стабильность в соседних с РФ государствах. Расширение ЕС с экономической точки зрения открывает новые возможности для экономики России: она получит доступ к единому расширенному рынку ЕС, который насчитывает 450 миллионов человек. Однако главный вопрос остается открытым: вступление новых стран в Евросоюз — это естественная закономерность или политический маневр для поддержания видимости благополучия? Сергей Василенков |