Все американские истребители пятого поколения F-22 Raptor оснастили системой "911", с помощью которой пилот может оповестить о первых признаках головокружения. Как пишет во вторник, 10 июля, The Times, в систему также входит пульсоксиметр, который закрепляется на указательном пальце пилота и замеряет насыщенность крови кислородом. По словам генерал-майора Чарльза Лиона (Charles Lyon), которого цитирует издание, всем пилотам объяснили, что в случае нештатной ситуации или недомогания необходимо активировать аварийную систему и прекратить выполнение задания. После активации системы "911" наземные службы помогут пилоту безопасно посадить самолет. Установка аварийной системы на F-22 обусловлена почти двумя десятками случаев головокружения у пилотов истребителя. Несколько случаев приводили к потере сознания летчиков. В ноябре 2010 года в результате нехватки кислорода у пилота Raptor разбился на Аляске. Как пояснил Лион, основная причина гипоксии установлена. О чем именно идет речь, генерал-майор не уточнил. Ранее сообщалось, что нехватка кислорода может быть обусловлена высотно-компенсирующими костюмами, которые сдавливают грудь пилота на полетах с высокой скоростью. Еще одной возможной причиной недомогания назывался сбой в работе бортовой системы генерации кислорода (OBOGS). Проблему гипоксии предлагалось решить, в частности, за счет частичного перепроектирования F-22 и оснащения самолета химическими анализаторами для выявления избыточного азота в кислородной смеси. В начале июня также стало известно о закупке для Raptor 40 автоматических резервных кислородных систем. Их поставка должна завершиться в апреле 2013 года. F-22 Raptor считается одним из самых дорогих проектов минобороны США. Стоимость каждого самолета оценивается в 150 миллионов долларов. Кроме того, значительные суммы тратятся на расследование и устранение причин гипоксии пилотов. |