Для развития портов Дальнего Востока и увеличения добычи полезных ископаемых необходимо как можно скорее построить второй путь Байкало-Амурской магистрали (БАМ-2), заявил полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и по совместительству министр по развитию региона Виктор Ишаев. "По проекту БАМ должен перевозить 12,6 млн т. Реконструкция, которая проводится сейчас, увеличит грузоперевозки до 24 млн т. Но необходимо перевозить 108 млн т. Модернизация БАМа не решит всех проблем, поэтому нужно решать проблему кардинально, а именно - строить второй путь", - отметил В.Ишаев на заседании государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья. В свою очередь, генеральный директор ОАО "Мечел" Игорь Зюзин сообщил, что в настоящее время на Эльгинском месторождении добывается 1 млн т угля. В 2018г., по прогнозам специалистов, на месторождении будет добываться 18 млн т. В дальнейшей же перспективе существует реальная возможность увеличить объемы добычи до угля 27 млн т. По словам И.Зюзина, сдерживает планы по увеличению добычи угля лишь низкая пропускная способность железнодорожных магистралей. "Существующая железная дорога не может перевезти такой огромный объем", - резюмировал он. То, что реализация планов по освоению месторождений полезных ископаемых в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах сдерживается недостаточно пропускной способностью железных дорог, подтвердил и глава Министерства транспорта РФ Максим Соколов. "Основным барьером, ограничивающим перспективные грузопотоки на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, является практически весь восточный участок БАМа - от станции Хани до Комсомольска-на-Амуре и далее до Советской Гавани, включая Кузнецовский туннель на участке Комсомольск-на-Амуре - Ванино", - отметил министр. По его словам, уже к 2015г. грузонапряженность на БАМе вырастет в 3,3 раза, а к 2020г. - почти в 4,5 раза против существующего уровня. В соответствии с прогнозом суммарная загрузка железнодорожной сети на подходе к Ванино прогнозируется к 2015г. в размере 41 млн т, а к 2020г. она должна вырасти до 60 млн т. При этом в Приморском крае суммарная загрузка железнодорожной сети к 2015г. составит более 91 млн т, а к 2020г. - более 100 млн т всех видов грузов. "Таким образом, для освоения нарастающего грузопотока требуется коренная реконструкция и развитие железнодорожной инфраструктуры как на БАМе, так и на восточной части "Транссиба", - отметил глава Минтранса. Помимо этого, по словам В.Ишаева, необходимо "развивать мощности Транскорейской магистрали, строить мост на остров Сахалин". Председательствующий на заседании госкомиссии Дмитрий Медведев признал важность инфраструктурных проектов, но при этом отметил, что издержки при их реализации очень высоки. "Нам необходимы длинные деньги для развития транспортной инфраструктуры. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и весьма серьезной глобальной финансовой напряженности акцент следует сделать на привлечении долгосрочных заемных средств. Надо проработать механизм хеджирования государством своих рисков, необходимо также утвердить сетевой контракт государства с РЖД, который увязывает долгосрочную инвестиционную программу и тарифную политику, гарантирует возврат доходности капитала. Я поручаю соответствующим ведомствам вместе с РЖД представить свои предложения", - заявил глава правительства РФ. Напомним, ранее старший вице-президент РЖД Валерий Решетников сообщал, что на развитие БАМа до 2015г. необходимо 256 млрд руб., из которых РЖД может инвестировать 63 млрд руб. По его словам, до 2015г. на усиление восточного полигона требуется дополнительно направить 183 млрд руб., в целом на развитие сети - 400 млрд руб. (в ценах соответствующих лет, без налога на добавленную стоимость). Уже сегодня компания вынуждена ограничивать прием заявок на экспортные перевозки, в том числе новых объемов угля, в направлении портов Дальнего Востока. Это касается и перевозок грузов по БАМу в направлении портов Ванино и Советская Гавань, пояснял В.Решетников. |