Заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что президент Башар Асад — "не друг и не союзник России", было хитрым дипломатическим шагом. Об этом говорит достигнутая в Москве договоренность о создании зоны свободной торговли между Таможенным союзом (Россия, Казахстан, Белоруссия) и Сирией. Это ясное обозначение союзнических позиций и первый шаг на пути интеграции Сирии в структуры единого экономического пространства и Евразийского Союза. Разработкой соглашения поручено заняться Евразийской экономической комиссии, хотя документ уже практически готов. В октябре прошлого года стороны сообщили о завершении работы над соглашением. Однако тогда его подписание было отложено по двум причинам. В Сирии шла гражданская война, и над страной нависла угроза развития событий по ливийскому сценарию. Кроме того, Россия вела тяжелые переговоры о вступлении в ВТО, а поскольку Сирия входит в американский список "государств-пособников терроризма", то и заключение подобного соглашения могло столкнуться с протестом со стороны членов ВТО и прежде всего США. Сегодня ситуация кардинально другая. Российская дипломатия помогла Асаду сохранить контроль над страной и обеспечила вступление в ВТО. В пятницу, 25 мая вице-премьер правительства России Александр Хлопонин и министр финансов Сирии Мухаммед аль-Джейлати сообщили, что для перспектив развития российско-сирийской торговли выход на соглашение о зоне свободной торговли между Таможенным союзом (ТС) и Сирией представляет большой интерес. Зона свободной торговли (ЗСТ) подразумевает сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины и фиксирование на определенном уровне экспортных пошлин с их поэтапной отменой. Экономической предпосылкой создания ЗСТ является, прежде всего, высокий уровень взаимной торговли в общих показателях региональной. Например, в 2005 году соответствующие показатели доли взаимной торговли составляли: в ЕС — 66,8 процента, НАФТА — 55,8, АСЕАН — 24,9, МЕРКОСУР — 12,9 процента. Кроме того, в мировой практике ЗСТ обычно создаются между странами, имеющими общие границы, поскольку при переходе через территорию соседнего государства, не подписавшего договор, преимущество отмены пошлин теряется, так как дважды преодолевается таможенный барьер. Например, Армения по этой причине долго раздумывала, подписывать или нет соглашение о ЗСТ стран СНГ, но подписала и этим решила вопрос доступа к стратегическим рынкам союзников. Для этого не обязательна географическая близость, впрочем, Сирия, в отличие от Армении, имеет выход к морю, поэтому может торговать с ТС морским путем. По словам Хлопонина, в 2011 году товарооборот России и Сирии вырос на 70 процентов по сравнению с 2010 годом и приблизился к двум миллиардам долларов — это всего три процента от товарооборота между странами ТС в том же году (62 миллиарда). Несмотря на очевидную невысокую региональную "совместимость", в которой большая часть приходится на торговлю оружием, экономическая интеграция выгодна и России, и Сирии. Последняя избежит международной изоляции в связи с санкциями Запада. А Россия обеспечит крупные военные заказы и спокойную работу "дочек" Газпрома. Кроме того, Сирия — экономически развитая страна. Ее сельское хозяйство может завалить российский рынок дешевыми и экологически чистыми овощами. Развита пищевая и легкая промышленность, сирийские ткани в советские времена были весьма популярны. В Сирии вполне независимая энергетика и развитая транспортная сеть. По экономическому потенциалу страна находится примерно в одной категории с Белоруссией. Но, конечно, более значимую роль в начавшемся интеграционном процессе играет не экономический, а политический фактор. Это относится к Сирии, так же как и к Армении. Сирия — это последний стратегический союзник России на Ближнем Востоке, и здесь расположена ее последняя военная база в Средиземном море в городе Тартус. "Россия будет заботиться о стабильности в Сирии из-за стратегических соображений. Она не может позволить дальнейшего распространения американского влияния в регионе и будет действовать через ООН или иным способом и, следовательно, наращивать усилия для решения сирийского кризиса", — сказал газете Syria Tuday Таха Абдель Вахед, журналист и эксперт в области российско-сирийских отношений. "Россия не согласится на ввод эмбарго на поставки оружия, так как рискует потерять крупного импортера российского оружия", — добавил эксперт и тоже оказался прав. Контракты с Сирией на поставки оружия оцениваются в четыре миллиарда. долларов, и терять здесь позиции после аналогичных потерь в Ливии, было бы недозволительной роскошью. Пять лет назад Россия простила Сирии большую часть долга — 9,78 миллиарда. долларов из 13 миллиардов, и это тоже было политическим решением. России необходим партнер на Ближнем Востоке, приоритетном для США. И Сирия будет не просто партнером, а влиятельным партнером. Страна умело лавирует между крупнейшими игроками региона — Ираном и Турцией. Сирия уравновешивает турецкое влияние в регионе, в том числе путем взаимодействием с Рабочей Партией Курдистана, и от ее позиции зависит политическая стабильность в Ливане. И последнее, Сирия вовлечена в решение палестинского вопроса, и там очень сильны настроения, что Палестина — это южная часть Сирии. Стоит ли терять столь пророссийски настроенную страну? Ни в коем случае, поэтому разработка схем политической и экономической интеграции необходима не только Сирии, но и России. Эта необходимость перевешивает последствия возможных политических конфликтов, которые могут начаться по линии ВТО, так как эта организация накладывает определенные требования по организации ЗСТ. Так, например страны, входящие в ВТО, должны заключать соглашения лишь с другими странами-партнерами по организации, тогда как со странами-нечленами (Сирией) — лишь в порядке исключения. Россия наверняка столкнется с осуждением "пособничества режиму Асада", но после взятия на себя лидерства в мирном урегулировании в Сирии и его успешном осуществлении для России эти нападки уже ничего не значат. Любовь Люлько |