Наталья Коваленко Москва и Брюссель договорились о дополнительном транзитном маршруте для военных грузов через российскую территорию. Перевалочным пунктом станет Ульяновск. Об этом сообщает газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в МИД России. Масштабы сотрудничества России и НАТО по Афганистану растут. Через российскую территорию уже пролегает т.н. Северная распределительная сеть, по которой в Кабул поступает свыше 50% невоенных грузов, необходимых Международным силам содействия безопасности. Но за 10 с лишним лет у НАТО в Афганистане скопилось огромное количество техники, вооружений и прочего имущества. Чтобы все вывезти, как планируется, до конца 2014 г., потребуется немало времени и средств. Брюссель еще 1,5 года назад предложил Москве подумать о мультимодальном обратном транзите грузов из Афганистана в Европу, который сочетал бы воздушную и наземную переброску. Подобный маршрут имеет неоспоримые преимущества, отмечает директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов: "Возможность пересадочного пункта позволяет перевозить больше грузов, потому что в этом случае самолеты берут меньше горючего. Это резко повышает эффективность воздушного моста". После внимательного изучения вариантов эксперты России и НАТО остановились на Ульяновске, чей аэропорт и расположение железнодорожных путей идеально подходят для таких целей. Предполагается создать там логистическую базу с таможенным терминалом. Грузы из Афганистана туда будут забрасывать по воздуху, а дальше по железной дороге отправлять в Ригу или Таллин. Соответствующее соглашение уже составлено. Теперь дело за распоряжением правительства РФ. Изначально основной транзитный путь НАТО в Кабул пролегал через Пакистан. Однако в 2011 г. отношения Исламабада и западной коалиции серьезно осложнились, говорит эксперт портала Афганистан.ру Дмитрий Верхотуров: "С Пакистаном теперь уже вряд ли получится вести полноценное сотрудничество, потому что этот маршрут стал слишком опасен. Американцы, в сущности, обвинили пакистанцев в поддержке талибов. Соответственно, у США и НАТО выбора практически не осталось". Существуют, конечно, и другие маршруты доставки грузов коалиции в Афганистан, помимо российского. Например, через Грузию, Азербайджан, Каспийское море и Туркмению. Однако транзитные возможности этого направления крайне ограниченны. Еще можно договориться с Узбекистаном. И Североатлантический альянс уже делал такие попытки. Однако узбеки опасаются, что перевалочная база на их границе откроет путь наркотрафику из Афганистана. Поэтому согласия на обратный транзит не дают. По крайней мере, пока. В то время как сотрудничество с Россией позволяет альянсу решить массу проблем, отмечает политолог Алексей Арбатов: "НАТО предпочитает иметь дело с Россией. Надежный партнер. Не навешивает каких-то дополнительных требований. Не связывает договоренность о транзите с политическими обстоятельствами, которые зачастую в этих южных центральноазиатских странах бывают весьма обременительными и даже создают какие-то политически неловкие моменты". К тому же перевозка грузов из Афганистана принесет российским перевозчикам финансовую прибыль. А Москве – возможность получить дополнительные очки на международной дипломатической арене. |