Ричард Фонтэйн (Richard Fontaine)
Иран стал для Вашингтона самым главным кризисом часа, и впервые за многие годы разговоры все чаще сводятся к военным действиям. В попытке упредить превращение Ирана в ядерную державу Соединенные Штаты начали международную кампанию по ограничению иранского нефтяного экспорта и по нагнетанию экономического давления на тегеранский режим. Если раньше санкции против Ирана казались несколько донкихотской американской затеей, то теперь они вот-вот станут всемирными. США скоро будут применять санкции против компаний, проводящих сделки с Ираном через его центральный банк, который в настоящее время обслуживает значительную часть нефтяных контрактов. Евросоюз, тем временем, вот-вот введет эмбарго на иранскую нефть, а азиатские страны, включая Южную Корею и Японию, присоединяются к усилиям по экономической изоляции Тегерана. Наращивая эти действия, американцы неизбежно обращают взоры на Индию, которая занимает четвертое место по импорту иранской нефти. Но взгляды Нью-Дели на Иран существенно отличаются от взглядов Вашингтона. Эти разногласия по отношению к исламской республике создают реальную проблему для двух стран, и если ее не разрешить, она станет мощной палкой в колесах американо-индийских отношений. Трудно переоценить то значение, которое большая часть американских политических руководителей придает иранской ядерной угрозе. Они видят в Иране режим, стремящийся создать ядерное оружие, и одновременно помогающий врагам Америки в Ираке и Афганистане, поддерживающий "Хезболлу", ХАМАС и бандитский режим Сирии, предположительно пытавшийся убить посла Саудовской Аравии в США, угрожающий перекрыть Ормузский пролив, отрицающий Холокост и грозящий смертью Америке. Как опасаются многие руководители, создав ядерное оружие, Тегеран получит мощное средство сдерживания и устрашения, прикрываясь которым, он будет еще агрессивнее стремиться к региональному господству, проводить гонку вооружений в регионе и угрожать стабильности Ближнего Востока. Но Нью-Дели смотрит на это совсем по-другому. Индия импортирует из Ирана примерно 12% потребляемой в стране нефти, а поскольку Пакистан не дает ей торговать с Центральной Азией через Афганистан, Иран является для Индии ключевым транзитным маршрутом. Индийские шииты составляют довольно незначительный процент населения в стране, но могут весьма эффективно влиять на результаты выборов. Между Индией и Ираном существуют давние культурные и гуманитарные связи, и в 2006 году премьер-министр Манмохан Сингх даже заявил бравшему у него интервью американскому журналисту: "Мы высоко ценим наши отношения с Ираном". Но обстановка начала немного меняться. Разговоры о ценности отношений угасли, и Индия начала увеличивать закупки нефти в Саудовской Аравии. Сингх открыто заявил, что Индия против появления у Ирана ядерного оружия, а Нью-Дели проголосовал за осуждение Тегерана в Международном агентстве по атомной энергии. И, тем не менее, новые санкции, принятые по инициативе США, могут развести Вашингтон и Нью-Дели в противоположные углы ринга. Отвечая на вопрос по поводу новых американских санкций, индийский министр иностранных дел Ранджан Матхаи (Ranjan Mathai) заявил на прошлой неделе: "Мы придерживаемся санкций ООН, действующих в отношении Тегерана, и не считаем нужным присоединяться к каким-либо другим санкциям, вводимым отдельными странами. Мы такую позицию не приемлем". Он пошел еще дальше, отметив, что индийская делегация отправится в Тегеран "для выработки механизма бесперебойных закупок нефти из Ирана". Индия и Иран также договорились о частичном введении взаиморасчетов в рупиях, что касается поставок нефти, дабы избежать ограничений на долларовую торговлю. Пока Вашингтон и Нью-Дели предпочитают говорить о тех областях, в которых между ними царит согласие – голосование в МАГАТЭ, общие возражения против появления ядерного оружия у Тегерана, а также стараются не придавать особого значения разногласиям по поводу путей достижения этих целей. Но поскольку этот вопрос становится все более актуальным для Вашингтона и других мировых столиц, и поскольку вот-вот начнут действовать американские санкции, есть опасность того, что две страны зайдут в настоящий тупик. Члены американского Конгресса будут возмущены, если Индия не присоединится к общим международным усилиям, направленным на оказание давления на Иран в этот переломный момент. А члены индийского парламента, со своей стороны, будут не очень довольны, если их начнут публично подгонять, чтобы они жестче относились к Ирану. Побочный ущерб могут понести американо-индийские отношения. Ссора из-за Ирана негативно повлияет на другие составляющие зарождающегося стратегического партнерства, и заниматься всем остальным, от торговли и военного сотрудничества до координации действий в дипломатии, будет намного сложнее. Соединенные Штаты и Индия должны в срочном порядке найти способы для урегулирования разногласий по Ирану. При налаживании подлинного партнерства в данном вопросе Индия сможет воспользоваться своим уникальным положением, чтобы подавать сигналы руководству Ирана и информировать американскую сторону о тонкостях иранского поведения в момент, когда Вашингтон совместно с Нью-Дели будет оказывать давление на Тегеран по самым разным направлениям. Чтобы помешать Тегерану стать обладателем ядерного оружия и укрепить американо-индийские отношения, лидеры двух страны должны начать сотрудничать между собой по Ирану, и как можно быстрее. Ричард Фонтэйн – старший советник Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security), соавтор книги "Natural Allies: A Blueprint for the Future of U.S.-India Relations" (Естественные союзники: Проект будущего американо-индийских отношений). Оригинал публикации: The Coming U.S.-India Train Wreck |