Версия для печати |
РФ готовит госмонополию на экспорт космических технологий |
25.12.11 23:03 |
Армия, ВПК, спецслужбы |
|
Россия намерена в скором времени создать структуру, координирующую работу ракетно-космических предприятий на внешних рынках. Идеологически это будет аналог "Рособоронэкспорта", осуществляющего продажу российских вооружений по всему миру.
- Мы сейчас готовим ряд предложений по изменению политики России на международном рынке, - рассказал "Известиям" руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. - Планируем забрать у предприятий многие функции, касающиеся выхода на международный рынок. Шаги здесь должны быть более скоординированными, иначе мы очень много теряем и этим пользуются наши конкуренты.
Сейчас российские компании работают на внешних рынках самостоятельно. "Центр Хруничева" продает пусковые услуги "Протонов" через американскую дочернюю компанию International Launch Services (ILS). А "РКК Энергия" через дочернюю Energia Overseas Limited (EOL) продает пуски с буксируемой морской платформы Sea Launch посредством "Зенитов". Российско-французское СП "Старсем" предлагает пуски ракетами "Союз" с космодрома "Куру".
Еще есть небольшие компании, не контролируемые напрямую крупными производителями ракетной техники. Например, "Международные космические услуги" (МКИ), наполовину принадлежащая УГМК Искандера Махмудова, продает услуги выведения "Зенитами" с Байконура.
За последние двадцать лет российские компании выходили на мировой рынок запусков с самыми разными (порой экзотичными) предложениями. "Государственный ракетный центр имени Макеева" предлагал выводить на орбиту спутники, запуская их баллистическими ракетами "Штиль" с подводных лодок (два таких пуска даже были осуществлены).
Кроме услуг по выведению самих запусков российские предприятия предлагают экспортировать ракетную технику: химкинское "НПО Энергомаш" продает американцам двигатели РД-180 для носителей Atlas, "Хруничев" делает для Южной Кореи первые ступени для ракет KSLV.
Результаты работы российских космических предприятий на внешних рынках в целом выглядят убедительно. Так, в 2010 году в мире было 74 запуска ракет-носителей, из которых Россия осуществила 31 пуск (42%). При этом, например, из 12 стартов "Протонов" коммерческими были 8 запусков. Благодаря им в прошлом году доходы "Хруничева" от коммерческих программ составили $637 млн (около 20 млрд рублей - при общем объеме реализации предприятия в 37 млрд рублей). В этом году "Хруничев" планирует заработать на коммерческих запусках уже $785 млн.
Заняв львиную долю мирового рынка запусков, российские компании неизбежно начинают конкурировать между собой. Показательна прошлогодняя схватка "Хруничева" и "РКК Энергии" за контроль над производителем ракетных двигателей "НПО Энергомаш". Чтобы получить двигатели для Sea Launch по более выгодным ценам, "Энергия" в борьбе установила контроль над "Энергомашем". "Хруничев" схватку за предприятие проиграл и получил предложение купить двигатель для установки на ракету для Южной Кореи по такой цене, что в пору было задуматься о целесообразности всего проекта.
- Иногда отношения руководителей российских предприятий между собой гораздо хуже, чем между нашими компаниями и их зарубежными конкурентами, - констатирует Поповкин. - И это ненормально. Конкуренция внутри России между компаниями должна сохраниться, а на внешнем рынке нам самим с собой кокурировать не нужно.
В "РКК Энергия" и "Хруничеве" информацию о намерении Роскососмоса создать структуру для координации экспортных операций официально комментировать не стали. Неофициально собеседник на "Хруничеве" отметил, что с трудом представляет, как новая структура возьмет на себя те функции, которые осуществляет ILS: "Например, чтобы сделанные в Штатах спутники можно было отвезти на Байконур и запустить российской ракетой, нужно специальное разрешение госдепартамента".
- Мне эта идея не понятна, - говорит заместитель гендиректора МКУ Михаил Герасев. - Тяжело представить, что Роскосмос будет делать с теми компаниями, которые сейчас занимаются маркетингом российских пусковых услуг. И делают это довольно успешно.
- Мы понимаем, что при создании такой структуры основная задача - не потерять рынок, - признает глава Роскосмоса. - Та же ILS, котролируемая "Хруничевым" - это американская компания, где работают американские граждане. Если мы будем действовать как слон в посудной лавке, то можем потерять заказы от американских фирм, которые делают телекоммуникационные спутники для всего мира. Это примерно 60% коммерческих запусков.
Какой вид и структуру будет иметь новая организация Поповкин не сообщил, отметив что этот вопрос в настоящее время прорабатывается.
|
|
|