Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

МЧС Казахстана сообщило о 25 выживших после крушения самолета в Актау
Генерала Кириллова посмертно наградили "Золотой Звездой" Героя России
Ответил не так, как все ожидали. Путин подвел итоги года
О чем Путин договорился с Лукашенко в Минске
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
ВВС США нашли виновного в катастрофе F-22 на Аляске
17.12.11 04:57 Армия, ВПК, спецслужбы
ВВС США завершили расследование катастрофы истребителя F-22, случившейся 16 ноября 2010 года. Долгое время считалось, что причиной падения самолета стала гипоксия, которую испытал пилот из-за отказа бортовой системы генерации кислорода. Согласно выводам Комиссии по расследованию летных происшествий, несмотря на то, что в упавшем самолете в полете отказало множество устройств, в катастрофе виноват пилот, не сумевший вовремя включить резервную систему подачи дыхательной смеси и переставший следить за поведением самолета.

Истребитель F-22 Raptor ВВС США с бортовым номером 06-4125, приписанный к 525-й эскадрилье 3-го авиакрыла базы ВВС Эльмендорф-Ричардсон на Аляске, разбился 16 ноября 2010 года в 160 километрах от Анкориджа в ходе выполнения тренировочного полета. Пилот самолета Джеффри Хэни не успел катапультироваться и погиб. По данным Комиссии по расследованию летных происшествий (AIB) ВВС США, ущерба частной собственности нанесено не было, в то время как государство понесло потери в размере 147,7 миллиона долларов

В ходе реконструкции полета AIB установила, что в 19:42:18 по местному времени (7:42:18 утра 17 ноября по времени Москвы) на F-22, выполнявшем тренировочный полет, произошел отказ системы, отвечающей за забор воздуха из камеры компрессора двигателя и дальнейшую его подачу во вспомогательные системы самолета. Вслед за этим пилот начал снижение и уменьшил тягу двигателя до нуля. В 19:42:53 самолет начал вращение вокруг продольной оси и пикирование, а в 19:43:24 летчик предпринял попытку выровнять истребитель и вывести его из пике, но спустя еще три секунды F-22 столкнулся с землей.

К этому времени вращение самолета составило 240 градусов, а угол тангажа был отрицательным и составлял минус 48 градусов. Истребитель врезался в землю на скорости в 1,1 числа Маха (около 1,3 тысячи километров в час).

В результате сбоя системы сбора воздуха из камеры компрессора на самолете последовательно отказали или отключились системы создания искусственного климата (ECS), рециркуляции воздуха (ACS), поддержания внутрикабинного давления (CPS), а также бортовые системы генерации инертных газов (OBIGGS) и кислорода (OBOGS). Указанные устройства перестали функционировать в тот момент, когда бортовой компьютер отключил оборудование забора воздуха из компрессора и перекрыл подачу воздуха в связанные системы. Эта процедура является стандартной и производится во избежание пожара; система остается отключенной вплоть до момента посадки.

В момент отказа системы забора воздуха бортовая информационно-предупреждающая система (ICAWS) подает сигнал о неполадке за 30 секунд до отключения засбоившего устройства. Согласно стандартной процедуре, услышав предупреждающий сигнал, пилот должен переключиться на резервную систему подачи дыхательной смеси (EOS) и увести самолет на посадку на ближайшую базу ВВС. Эти же действия летчик обязан проделать и в том случае, если начинает испытывать удушье или недомогание. Этого, однако, не произошло.

В полете ICAWS подала сигнал о перегреве системы забора воздуха и через 30 секунд бортовой компьютер отключил подачу воздуха бортовому оборудованию. Спустя пять секунд после этого отключились OBOGS и OBIGGS, что могло послужить причиной удушья пилота, а затем через 50 и 60 секунд отказали системы поддержания внутрикабинного давления и создания искусственного климата. Цепной отказ систем начался, когда самолет находился на высоте 5,8 тысячи метров.

По данным AIB, Хэни, пилотировавший самолет, начал испытывать удушье и отвлекся от управления самолетом, перестав обращать внимание на его поведение и приборы. Предположительно, он сосредоточился на восстановлении подачи дыхательной смеси в маску. В пользу этого предположения говорит тот факт, что после начала пикирования самолета и практически вплоть до столкновения истребителя с землей на управление F-22 не подавалось никаких команд. Впрочем, комиссия допустила, что пилот мог испытать потерю пространственной ориентации и по этой причине не пытался выровнять самолет.

При этом возможность потери пилотом сознания комиссия исключила - на момент отказа OBOGS в крови пилота было достаточно кислорода, чтобы не потерять сознание. Кроме того, истребитель очень быстро снизился до высоты, на которой можно дышать без маски.

После катастрофы специалисты ВВС и компаний-производителей различных систем F-22 провели анализ обломков истребителя. В OBOGS были обнаружены следы угарного газа, а также молекулы авиационного топлива JP-8. Военные медики пришли к заключению, что концентрация угарного газа в дыхательной смеси была крайне мала и не могла привести к гипоксии. Топливо же, концентрация которого по анализам была велика, могло попасть в OBOGS уже после столкновения с землей; при осмотре места падения F-22 были обнаружены треснувшие топливные баки, из которых вытекло горючее. OBOGS оснащается твердотельным химическим анализатором, однако бортовой компьютер не получал сигнала о значительном изменении состава дыхательной смеси.

Анализ останков пилота показал, что тот не был отравлен, был здоров и не принимал лекарств или наркотиков. Было также проведено медицинское обследование персонала, отвечавшего за планирование полета и техническую подготовку самолета. У двух человек в крови был обнаружен лекарственный препарат, который, впрочем, те принимали по предписанию врача, а действие лекарства не могло сказаться на качестве работы персонала.

В ходе расследования в качестве возможной причины катастрофы также рассматривалась возможность потери пилотом сознания из-за перегрузок. В полете F-22 выполнял маневр разворота, при котором перегрузка составляла 2,5G. В ходе предшествовавших тренировок уровень выносливости Хэни был определен в 4,8G. Перегрузка в момент, когда пилот предпринял попытку вывести самолет из пике, составила 7,5G, однако она уже в расчет взята не была, поскольку вскоре после этого истребитель разбился.

Согласно выводам AIB, несмотря на цепной отказ целого ряда систем, в катастрофе виноват пилот, отвлекшийся на неправильную работу маски и не включивший резервную систему подачи дыхательной смеси. Кроме того, ВВС обвинили погибшего Хэни в неправильном управлении истребителем в сложной ситуации, хотя он и был хорошо подготовлен (пилот совершил 21 вылет продолжительностью 29,7 часа на протяжении 90 дней до катастрофы).

Между тем, пилоты F-22 утверждают, что кольцо включения резервной системы подачи дыхательной смеси расположено крайне неудобно - оно находится в нижней левой части кресла пилота. Один из летчиков предположил, что Хэни намеревался включить резервную систему, попытавшись дотянуться до нужного кольца (его необходимо потянуть вверх для активации EOS). В пользу этого предположения говорит тот факт, что самолет вошел в пике, начал осевое вращение, а тяга двигателей снизилась до нуля. На земле был поставлен эксперимент, в ходе которого один из пилотов ВВС США также попытался задействовать резервную систему, в результате чего отклонил ручку управления самолетом от себя и ослабил давление на педали.

AIB ознакомилась с мнением других пилотов F-22, однако во внимание их не приняла, сославшись на избыточность инструментальных данных, полученных с бортового самописца разбившегося F-22, которые и были сочтены исчерпывающим доказательством вины пилота.

Хотя катастрофа F-22 произошла 16 ноября 2010 года, полеты истребителей были приостановлены 3 мая 2011 года. К этому времени в комиссии, занимавшейся расследованием, возобладало мнение, что причиной падения самолета стал отказ OBOGS и гипоксия, которую начал испытывать Хэни. С этого момента проверка систем генерации кислорода производилась и на многих других самолетах и вертолетах ВВС и ВМС США, однако каких-либо неполадок системы обнаружено не было. Истребителям F-22 разрешили возобновить полеты 20 сентября 2011 года.

Расследование, связанное с неправильной работой OBOGS, проводилось не впервые. В 2009 году выяснилось, что в период с июня 2008 года по февраль 2009-го были зафиксированы девять случаев гипоксии пилотов F-22. Запрета на выполнение полетов истребителями F-22 тогда не последовало. Чем завершилось расследование, также не известно. Позже, в период с апреля по ноябрь 2010 года, были зафиксированы еще пять случаев гипоксии, которые, впрочем не привели к серьезным последствиям. В октябре текущего года статистика пополнилась еще одним случаем гипоксии, после чего полеты F-22 вновь были приостановлены, на этот раз на неделю.

Ответа на вопрос, что же послужило причиной гипоксии в 15 документально зафиксированных случаях, AIB все же так и не дала. После каждого из случаев гипоксии проводилось обследование пилотов. В крови некоторых из них были обнаружены продукты горения полиальфаолефина (входит в состав антифриза), молекулы моторного масла и пропан. В середине 2011 года командование ВВС США высказало предположение, что на северных базах пилоты зимой включали двигатели истребителей, находясь еще в ангаре. В результате, газы, образующиеся от сгорания топлива, накапливались в ангаре и втягивались в систему циркуляции воздуха в F-22, медленно отравляя пилота и приводя к гипоксии.

Будет ли и дальше проводиться расследование случаев гипоксии на F-22, пока неизвестно. Причин для его продолжения теперь, получается, больше нет - установлено, что в катастрофе виноват летчик, а не машина. Кроме того, компания Lockheed Martin, производитель F-22, в настоящее время по контракту с ВВС США занимается поиском причин возникновения удушья пилотов и их исправлением. Можно сказать, что все меры по предотвращению катастроф, подобных прошлогодней, приняты.

 

iz0917.12.11 13:42
Даже странно, что виновным не был прокравшийся тайно на борт агент Хезболлы.
Lode Runner17.12.11 13:55
И не боятся же лётчики летать на таких газенвагенах...
juytgjrkjyybr17.12.11 14:13
США нашли виновного...
Странно, виновным оказался стрелочник. Эти стрелочники, почему-то, виновны всегда, как и у нас, впрочем. Зато эффективные менеджеры везде правы. Радует, что самолёты реально не летают, по крайней мере на севере, а это существенно снижает возможности пентагона.
Mad Alex17.12.11 14:18

Могут Бога благодарить, что у них не стоят такие системы пожаротушения, как на Нерпе. Уж не знаю, какая конкретно из военных контор ставила подобные системы на магистральные электровозы, но взрывались при включении почти все.

Амиго17.12.11 16:11
Интересный алгоритм. Из-за нарушений системы сбора воздуха отключаются другие системы, которые поддерживают жизнь пилота. Во избежания пожара (вроде так и должно быть), выключение происходит в автоматическом режиме. А вот включение резвервной (EOS) системы должно проходить вручную, причем неудобным образом. Как раз включение резервной и надо бы реализовать автоматически, т.к. из-за сбоя основной системы пилот уже может не сообржать что делает. А выключение основной лучше возложить на пилота. Тогда не было бы опасного интервала времени, когда связка самолет-пилот становится неустойчивой. Перемудрили с автоматикой. Получилось что-то вроде - "Давай задушим пилота, но не допустим пожара на этой дорогущей машине".
Scolar17.12.11 20:58
Пилот ...погиб. США... понесло потери в размере 147,7 миллиона долларов
Так должен поступить каждый.))
slw006817.12.11 21:29
Если то что описано правда - конструкторский отдел Локхида можно со спокойной советсью разгонять. Заставлять летчика в полуобморочном состоянии куда-то тянуться - это верх непрофессонализма.
asd18.12.11 00:01
> slw0068
Если то что описано правда - конструкторский отдел Локхида можно со спокойной советсью разгонять. Заставлять летчика в полуобморочном состоянии куда-то тянуться - это верх непрофессонализма.
их надо было разгонять еще когда они цену сего пепелаца заказчику выкатили.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме

 Новостивсе статьи rss

» ХАМАС отказывается от принятых договоренностей по Газе, заявили в Израиле
» "Оборонлогистика": судно "Урса Майор" затонуло в результате теракта
» В ДНР впервые будет принят трехлетний бюджет развития и возрождения — Пушилин
» В «Газпроме» рассказали, сколько потратят на добычу и газопроводы в 2025 году
» КНР призвала Филиппины вывести со своей территории ракетную установку США Typhon
» Учителя будут получать вознаграждение за успехи учеников, заявил Чернышенко
» На Украине повреждены объекты энергетической инфраструктуры — министр Галущенко
» Силуанов рассказал о доходе российского бюджета от приватизации за 2024 год

 Репортаживсе статьи rss

» Антон Алиханов: в России уже производят свои Барби и лего
» Индия сорвала многомиллиардный тендер на строительство
» Итоги года с Владимиром Путиным
» Курс остается верным. Президент отметил значительные успехи российской экономики в 2024 году
» Июнь 1939 года. СССР, его враги и его неудавшиеся союзники
» СМИ ЕС в панике от зависимости Польши от российских удобрений
» В зоне СВО ликвидировано уже 6,5 тыс. наемников
» Роберт Фицо: Европа должна начать нормальный диалог с Россией

 Комментариивсе статьи rss

» Зачем Трампу далекие льды: Дания усилит оборону Гренландии собачьими упряжками
» Погостили и хватит: в Турции задумались над возвращением сирийских беженцев на родину
» Россия не видит Швейцарию посредником по Украине
» "Иначе — война с Украиной": в Европе попросили не отбирать последнее
» США создают биологическое оружие нового поколения
» 60 лет назад была создана ЮНКТАД, которую возглавил непримиримый противник неоколониализма
» Историк рассказал, как украинских националистов "кинул" еще Гитлер
» Как атомной отрасли удалось сохранить научные школы, единство и управляемость

 Аналитикавсе статьи rss

» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
» Молдавии придется выплатить долг "Газпрому", чтобы не остаться без газа
» Европа очень ждет большую кровь под русским флагом
» С чем Россия может вернуться в Афганистан
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"