Оценивая ситуацию с китайскими товарами в России, в первую очередь, необходимо учитывать запасы, во-вторых, прирост. После закрытия Черкизовского рынка в Москве в 2009 году, торговля между Китаем и Россией не сократилась. Более того, в 2010 году товарооборот увеличился на 40%, а в 2011 году – на 29%. Эти цифры свидетельствуют о том, что закрытие крупного рынка не оказало большого влияния на китайско-российскую торговлю.
Таможенные данные также показывают, что торговля между КНР и РФ растет, вместе с тем, приходят в упадок рынки. Объем реализации товаров около 50% китайских продавцов кожаной обуви на рынках "Люблино" и "Садовод" в этом году сократился.
В настоящее время главный вопрос, с которым сталкиваются китайские коммерсанты в России, является не законная растаможка, а нормативное ведение бизнеса. Отсутствие зарегистрированной компании и неуплата налогов не смогут стать прочной базой для длительной деятельности.
Площадь новых торговых комплексов, строительство которых началось в 2011 году, составляет 850 тысяч кв. метров, в частности, площадь 40 торговых центров превышает 20 тысяч кв. метров. Россия занимает первое место в Европе по этому показателю. Это говорит об активных инвестициях в коммерческую недвижимость в России. Среди продающихся в России товаров, очень много продукции китайского производства, однако ни "Гринвуд", ни Люблино не являются главными каналами поставки товаров, большая часть китайской продукции продается через отдельных российских дистрибьюторов.
Очень много российских закупщиков принимают участие в Гуанчжоуской ярмарке, в прошлом году количество компаний РФ достигло 6500. Например, у вэньчжоуских производителей кожаной обуви есть свои места, как на Гуанчжоуской ярмарке, так и в Люблино. В Москве они сталкиваются с тем, что у них нет официальных квитанций на проданный товар. Все больше российских дистрибьюторов заказывают товар на "стандартизированных" рынках. В России есть крупная сеть спортивных магазинов, в которых большая часть товаров изготовлена и завезена из КНР.
На российском рынке есть устойчивый спрос на китайскую продукцию, в течение последующих 5-10 лет будет наблюдаться рост спроса. Китаю необходимо разнообразить и повысить конкурентоспособность собственных товаров.
Все отчетливее проявляется ограниченность старого способа реализации товаров китайских коммерсантов, ключевым является трансформация формы деятельности. В торговых связях Китая с западными странами в основе лежит торговля на основе переработки, производство товаров OEM-способом составляет примерно 60%-70% товарооборота. В торговых отношениях с Россией, торговля на основе переработки занимают сравнительно небольшую долю, 60%-70% - продукция китайского производства. Однако, вслед за увеличением количества местных российских марок, стремительно начала расти доля торговли на основе переработки.
В таких условиях международному торговому центру "Гринвуд" и международному бизнес-центру "Москва-Иу" нужно поощрять развитие собственных брендов, следует стремиться создать специализированный рынок, который будет соответствовать российским методам ведения бизнеса.
Для будущего развития в России необходимо гарантировать хорошее качество китайских товаров, кроме того, нужно повысить коммерческие способности. Россияне больше следят за модой в западных странах, поэтому Китаю необходимо извлекать пользу из преимуществ, восполняя недостатки. Автор данной статьи надеется, что в "Гринвуде" и центре "Москва-Иу" появится больше специализированных китайских магазинов.
Россияне по-разному смотрят на китайские товары: некоторые считают, что стоимость и качество китайской продукции низкие, другие думают, что товары китайского производства уже достигли высокого мирового уровня, третьи оценивают объективно, полагая, что есть как и хорошего качества товары, так и плохого. Китаю необходимо стремится производить товары высокого качества.
Говоря в целом, закрытие крупного рынка нанесло ущерб интересам китайских торговцев в России, однако с объективной точки зрения, способствовало трансформации способа ведения деятельности. При развитии рынка нужно использовать рыночные методы, при столкновении с трудностями разрешать их. "Гринвуд" и "Москва-Иу" предоставляют услуги по ведению стандартизированной деятельности для китайских коммерсантов, таким образом, имеют огромное значение для них.
Автор: Лин Цзи, советник-посланник по торговым вопросам посольства КНР в России |