Любые усилия по вверению дополнительных санкций против Ирана после отчета, подготовленного МАГАТЭ, потребуют сотрудничества со стороны Турции. Но, по словам аналитиков, учитывая расширение связей Анкары с Тегераном, это сотрудничество является маловероятным. В недавнем отчете МАГАТЭ относительно ядерной программы Ирана говорится, что пока еще существует вероятный риск того, что страна может построить ядерное оружие, несмотря на постоянные опровержения со стороны Тегерана. В связи с этим международное сообщество требует начать второй раунд жестких экономических санкций. И хотя ядерная программа была одним из основных вопросов на повестке дня двухдневного визита министра иностранных дел Алена Жуппе в Турцию, аналитики не ожидают от этой встречи большого прогресса. Наряду с Китаем, Турция является одним из двух "ключевых игроков", необходимых для введения санкций против Ирана, отмечает специалист по Ирану из консалтинговой компании "Beta Matrix" Мерхад Эмади. "Но в региональном аспекте мы не можем недооценивать ту роль, которую может сыграть Турция в том, чтобы сделать санкции более эффективными, более транспарентными и предотвратить протестное поведение турецких компаний, посредников и иранских коммерческих агентов".
Турция под давлением. От нее требуют участия в санкциях До сих пор Анкара решительно отказывалась приводить в исполнение меры ЕС или США против Ирана, заявляя, что ограничена только санкциями ООН. Как говорят эксперты, Вашингтон и Брюссель имели относительный успех в том, чтобы заставить такие страны, как ОАЭ, ввести санкции против Ирана. Но Турция, с другой стороны, только укрепила торговые связи с Тегераном. Анкара оказалась в затруднительном положении ввиду своей зависимости от иранской энергии, говорит специалист по международным отношениям из стамбульского университета Соли Озель. А также Турция на 20% зависит от поставок природного газа. "Также она нуждается в Иране для того, чтобы провозить через иранскую территорию грузовики в Центральную Азию". Но Турция столкнется с сильным давлением со стороны Запада, который требует от нее "присоединиться к санкциям", говорит Озель. Он также отмечает, что отношения между Турцией и Ираном "ухудшаются" ввиду разногласий по Сирии. Двусторонние отношения между Турцией и Ираном, на самом деле, стали "прохладными" ввиду того, что Анкара поддерживает сирийских оппозиционеров, несмотря на неоднократные предупреждения Тегерана, который считает сирийского президента Башара аль-Ассада своим главным союзником. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган постоянно утверждал, что санкции не являются эффективным средством и только вредят обычным людям. Тем не менее, на днях он должен объявить экономические санкции против Сирии.
У Турции "свой подход" к Ирану Но, хотя позиция Анкары по Сирии понравилась Вашингтону и Брюсселю, эксперты говорят, что это не обязательно означает, что такую же позицию Турция займет в отношении Ирана. "Я думаю, что Иран – это другой случай и другой вопрос, где Турция может иметь другой взгляд и мнение", - говорит заместитель руководителя комитета по международным отношениям Партии справедливости и развития и бывший председатель комитета парламента Турции по международным отношениям Суат Киниклиоглу. В конце концов, Турция, вероятно, не захочет выступать против западных союзников по иранскому вопросу, отмечает специалист по международным отношениям Мурат Билхан. Но многое зависит от того, как стороны подойдут к решению этого вопроса. Билхан считает, что с Анкарой "следует советоваться на каждом уровне. В прошлом проблема заключалась в том, что Турцию принимали как данность. Теперь они хотят следовать независимой линии, которая приведет к Турции, как к региональной державе, которую надо уважать. Частью такой политики является политика по Ирану. В этом смысле Иран может расцениваться как потенциальная угроза Турции. Он может стать соперником Турции в Центральной Азии, Ближнем Востоке, в Персидском заливе, Сирии, во всем регионе".
Дориан Джонс Радио "Свобода", 18 ноября 2011 года Перевод – "InoZpress.kg" |