Фредрик Даль (Fredrik Dahl)
Дипломаты и аналитики полагают, что сопротивление России и Китая может помешать Западу воспользоваться новым докладом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) для ужесточения санкций в отношении Ирана в связи с его спорной ядерной программой.
Доклад МАГАТЭ будет оглашен на следующей неделе. Перспектива его появления заставила выйти на поверхность существующие между мировыми державами разногласия по вопросу о том, как вести себя в давнем споре об иранской ядерной программе, которая, как опасается Запад, может быть нацелена на изготовление атомной бомбы.
Как ожидается, в своем докладе МАГАТЭ приведет подробные разведданные, указывающие на военные аспекты иранской программы, однако не будет напрямую заявлять о том, что Иран собирается получить ядерное оружие.
Подобное содержание доклада может дополнительно увеличить напряженность, так как появляется он в непростое время: в среду Израиль провел испытания ракеты на фоне вновь разгоревшейся в этой стране общественной дискуссии о возможности упреждающего удара по ядерным объектам Ирана – заклятого врага еврейского государства.
Западные дипломаты утверждают, что информация агентства ООН, которую они считают уличающей Иран, позволит надавить на исламскую республику и заставить ее свернуть свои опасные работы в ядерной области и, наконец, отреагировать на опасения международного сообщества по поводу целей ее программы.
Москва и Пекин, напротив, опасаются, что доклад загонит Иран в угол и снизит шансы на дипломатическое разрешение конфликта, который может стать причиной масштабной ближневосточной конфронтации.
"Русские развили особенно активную деятельность", - заявил один из высокопоставленных западных дипломатов.
Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано (Yukiya Amano) не намерен отказываться от своих планов и представит доклад членам организации до предстоящего 17-18 ноября заседания Совета управляющих агентства, в который входит 35 государств, сообщают дипломаты.
Однако западным странам будет непросто добиться поддержки жестких мер Россией и Китаем. Еще менее вероятно, что они поддержат новую резолюцию Совета управляющих с жалобой на Иран в Совет безопасности ООН, аналогичную принятой в 2006 году.
"Без согласия России и Китая такая резолюция по Ирану будет мертворожденной", - полагает эксперт по ядерной отрасли Фонда Карнеги за международный мир Марк Хиббс (Mark Hibbs).
В задачи МАГАТЭ входит предотвращать распространение ядерного оружия. Страны-члены организации обязаны сотрудничать с агентством и соблюдать прозрачность. Сейчас агентство утверждает, что Иран в течение последних трех лет не отвечал на вопросы о своей деятельности в ядерной области.
Иран неоднократно отвергал заявления Запада о наличии военной подоплеки у его ядерной программы, как ложные и безосновательные.
Запад добивается введения санкций
Вашингтонский аналитик Питер Крейл (Peter Crail) считает, что Россия возражает не против предполагаемых доказательств деятельности Ирана, но против перспективы их оглашения.
"Похоже, Москва понимает, что доклад МАГАТЭ, подробно описывающий разработку Ираном боеголовки, потребует реакции со стороны Совета управляющих", - заявил Крейл, работающий в Ассоциации по контролю над вооружениями, которая занимается исследовательской и общественной деятельностью.
Соединенные Штаты и их союзники постепенно наращивают давление на Иран в связи с его программой по обогащению урана, которая, как они считают, нацелена на создание атомной бомбы. Иран утверждает, что обогащенный уран ему нужен для планируемой сети атомных электростанций.
Россия и Китай, совместно с Соединенными Штатами, Францией, Германией и Британией входящие в шестерку мировых держав, вовлеченных в ядерные переговоры с Тегераном, поддержали четыре пакета санкций, наложенные ООН на Иран с 2006 года.
Однако в прошлом году они критически отозвались об односторонних шагах, дополнительно принятых Соединенными Штатами и Европейским Союзом против Ирана. Москва, кроме этого, ясно дала понять, что она выступает против принятия Советом безопасности любых новых мер против Тегерана.
И у Китая, и у России существуют коммерческие - и не только - связи с Ираном, считающимся одним из крупнейших в мире поставщиков нефти. Китай активно импортирует иранскую нефть, хотя и прекратил вкладывать средства в иранскую нефтегазовую отрасль.
Сейчас Соединенные Штаты добиваются от Европы поддержки новых санкций в отношении Ирана – как в рамках попыток не дать Тегерану получить возможность обзавестись ядерным оружием, так и в качестве мести за предполагаемый заговор с целью убийства посла Саудовской Аравии в Вашингтоне.
Совет управляющих МАГАТЭ принимает решения простым большинством голосов, однако Китай и Россия могут наложить вето на любое последующее решение Совета безопасности ООН.
"Было бы предпочтительно получить еще одну резолюцию ООН. Однако я не думаю, что китайцы и русские к этому готовы", - заявил Оливер Тренерт (Oliver Thraenert), старший научный сотрудник Германского института международных отношений и безопасности.
В качестве альтернативы прямой жалобе на Иран в Совет безопасности западные дипломаты рассматривают резолюцию МАГАТЭ, которая должна будет дать Ирану время до следующего заседания Совета управляющих – которое должно пройти в начале 2012 года - на то, чтобы ответить на вопросы, поднятые в докладе агентства.
"Если Иран не уложится в этот срок, Китаю и России будет сложнее оправдывать дальнейшее бездействие МАГАТЭ и Совета управляющих", - утверждает Хиббс.
Однако высокопоставленный дипломат из страны, не входящей в четверку ключевых западных держав, считает, что лучший исход, на который можно надеяться, заключается в том, что Россия и Китай воздержатся при любом голосовании в Совете управляющих по Ирану.
"Главный опрос в том, как поступят русские и китайцы – воздержатся или проголосуют против? – заметил он. – Я бы предположил, что резолюция будет вынесена на голосование и принята с крайне небольшим перевесом при множестве воздержавшихся".
Разногласия между мировыми державами
После того, как в январе переговоры мировых держав с Ираном потерпели неудачу, Россия выдвинула пошаговый план, согласно которому Тегеран должен был постепенно развеивать опасения по поводу своей ядерной программы и в ответ на это получать ослабление санкций. Западные дипломаты холодно отреагировали на предложение России.
Иран заявил, что он готов возобновить обсуждение. Однако он настаивает на том, что другие страны должны признать за ним право обогащать уран, и это продолжает служить серьезным препятствием, так как западные дипломаты считают такое условие неприемлемым.
Израиль и Соединенные Штаты не исключают возможности начала военных действий, если дипломатия не поможет разрешить спор вокруг ядерной программы.
Многие эксперты считают, что, даже если Иран решит создать ядерное оружие, ему придется потратить на это несколько лет, что потенциально дает дипломатам больше времени. Оригинал публикации: ANALYSIS - Russia, China may blunt Western pressure on Iran |