Восхождение Китая к мировому превосходству долгое время занимало умы лидеров развитых стран. Однако сейчас им, скорее, стоит подумать над тем, какие последствия может повлечь замедление темпов роста экономики Поднебесной.
Дешевая рабочая сила, легкие деньги, недооцененная валюта, масштабные инвестиции в производственный сектор и зависимость от экспорта позволили Китаю соорудить экономический механизм внушительных размеров. С 2008 по 2010 гг. Китай внес вклад в мировую экономику в размере 40%.
Но у китайской модели тоже есть пределы, что имеет далеко идущие последствия для США и Европы, которые все больше зависят от Поднебесной. Доля мирового экспорта из Китая уже превышает 10%, что выше, чем во время японского пика в 1986 году. Поскольку чудес не бывает, китайские экспортеры не могут продолжать увеличивать долю своего рынка без снижения цен и потери части прибыли, считают экономисты МВФ. Зависимость Китая от экспорта ставит под угрозу темпы роста экономики страны и может стать причиной обострения напряженности в вопросах торговли: вчера Сенат США начал обсуждение законопроекта, предполагающего наложение карательных тарифов на китайский импорт в отместку за недооценивание курса валюты.
Тем временем экономический стресс внутри страны обостряется. Затраты на рабочую силу увеличиваются, цены растут в геометрической прогрессии с ожиданиями повышения заработной платы. Дешевые и избыточные кредиты привели к чрезмерным инвестициям, отправив цены на недвижимость к уровням, которые далеко не каждая семья может себе позволить. Социальная напряженность также влияет на общую картину не лучшим образом. Подход властей к регулированию курса валюты оказывает повышательное давление на инфляцию, которая в августе достигла 6,2%. Правительство полностью отдает себе отчет в проблемах, с которыми столкнулось государство. Еще в 2007 году премьер-министр Цзябао назвал рост экономики "нестабильным, несбалансированным, нескоординированным и неустойчивым".
Согласно последнему 5-летнему плану, целью властей является избавление страны от экспортной зависимости и стимулирование потребительских расходов. Достижение этой задачи принесет пользу всей мировой экономике посредством активизации спроса Китая на товары, производимые другими государствами, а также путем сглаживания торговых дисбалансов, которые внесли свою негативную лепту в долговые проблемы развитого мира.
Претворить поставленные цели в жизнь будет нелегко. Чтобы заставить людей больше тратить, необходимо наложить запрет на многие субсидии, включая дешевую рабочую силу, низкие процентные ставки и недооцененную валюту (все это до настоящего времени стимулировало экономический рост). Потребителям требуется увеличение доходов, поэтому компаниям придется платить своим сотрудникам больше. Для повышения покупательской способности потребителям нужна более сильная валюта, что негативно скажется на конкурентоспособности китайских экспортеров.
В результате крупная часть индустрии страны может оказаться нерентабельной. "Плохие долги" могут вынудить правительство вмешаться и произвести рекапитализацию банков. Инвестиции с фиксированным доходом, составляющие около 46% от китайской экономики по сравнению с 12% в США, могут резко упасть, что подорвет рост занятости, необходимый для стимулирования потребительских расходов.
Другими словами, экспортно-ориентированная китайская экономическая модель может развалиться до того, как потребители будут в состоянии принять эстафету.
В условиях подобного кризиса состояние китайской экономики может создать дополнительные трудности для всего мира. Согласно оценкам МВФ, за последнее десятилетие воздействие спроса со стороны Китая на крупнейшие экономики мира возросло более чем вдвое. Ухудшение прогноза по китайскому импорту может обвалить цены на сырье, что спровоцирует масштабные убытки для инвесторов и повысит риск финансового заражения.
Мировые лидеры вряд ли смогут сильно повлиять на судьбу Поднебесной. Торговые войны, подобные тем, которую намеревается развязать американский Сенат, только усугубят ситуацию. Вместо этого Европе и Америке нужно сфокусироваться на ограничении своих собственных уязвимых мест: чем дольше их экономики растут в условиях нулевых ставок, тем выше вероятность того, что неожиданный шок, такого как китайский кризис, может отправить их обратно в рецессию.
Европейским лидерам следует оперативно взяться за разрешение обостряющегося долгового кризиса и решить проблему с некредитоспособными банками. Америке нужно принять радикальные меры, включая закачивание денег в экономику в рамках расширения программы стимулирования, чтобы расчистить себе путь к возобновлению роста ВВП. В долгосрочной перспективе лидерам обоих континентов требуются эффективные планы, направленные на ограничение темпов роста уровня госдолга.
Предусмотрительность требует готовности к таким непредвиденным обстоятельствам, как неудачный поворот событий в Китае. Если в скором времени мы не решим наши собственные вопросы, мы не будем готовы к возможным внешним потрясениям.
bloomberg.com |