Военная необходимость вынуждает администрацию США просить Узбекистан о предоставлении военной помощи. СМИ об этом мало пишут, однако военная операция "Несокрушимая свобода" - иными словами афганская война – вскоре может привести к ограничению свободы народа Узбекистана, если администрации Обамы все-таки добьется своего. Диктаторский режим Узбекистана, который на севере граничит с Афганистаном, являлся своего рода бенефициаром войны и потребности Америки в транспортировке поставок и войск в Афганистан и обратно. Ввиду нынешнего кризиса в американо-пакистанских отношениях администрация Обамы, по имеющейся информации, переместила линию поставок и теперь больше полагается на центрально-азиатский коридор. И в попытке улучшить отношения с Узбекистаном теперь администрация просит Конгресс одобрить вопрос о предоставлении военной помощи этой стране, несмотря на отчаянное возражение правозащитных организаций. На этой неделе некоторые группы подписали и направили сенаторам категоричное письмо с просьбой отказать запросу администрации о предоставлении помощи. Администрация, в свою очередь, никак не прокомментировала данный вопрос. Чтобы получить сведения, я провел беседу с исследователем организации "Human Rights Watch" Стивом Сведловым. - Кто такой Ислам Каримов, и с каким режимом мы имеем дело? - Узбекский режим является одним из самых репрессивных в мире. Он ежегодно занимает низкие позиции в отчете "Freedom House". Он известен систематическим использованием пыток. В прошлом году я провел там несколько месяцев в качестве представителя HRW, и мы документировали факты пыток как в СИЗО, так и в тюрьмах. Пытки используются в отношении политических оппонентов, диссидентов и даже так называемых обычных преступников. Несколько десятков активистов, правозащитников, журналистов и оппозиционных деятелей томятся в тюрьмах за свои убеждения или деятельность. В стране нет свободных СМИ. В прошлом году правительство отказало мне в визе и изгнало "Human Rights Watch" из страны за нашу работу по сбору и документированию фактов нарушений прав человека. В последние годы правительство также устранило международные информационные агентства. - Как долго правит Каримов? - Он держит страну в ежовых рукавицах уже 22 года. До независимости он был секретарем Коммунистической партии Узбекистана. И в 1991 году он был избран президентом. С тех пор он является единственным правителем. - С какой проблемой сталкивается Конгресс и администрация Обамы в данный момент? - Конгресс рассматривает вопрос о том, стоит ли предоставить президенту полномочия для снятия существующих ограничений на представление помощи Узбекистану – и это касается также военной помощи правительству. С 2004 года существуют ограничения на виды военного оборудования, которое можно продавать узбекскому правительству. Администрация Обамы, в том числе Пентагон, воздействуют на Конгресс так, чтобы последний снял ограничения. Это позволит Узбекистану приобретать не смертельное или оборонительное военное оборудование, такое, как щиты, броня и т.д. - И причиной такого лоббирования является получение более масштабного доступа к Узбекистану, как к перегрузочному пункту? - Мы понимаем так, что взамен на предоставление своей территории для транзита поставок и возможно даже войск НАТО и США в Афганистан и обратно, узбекское правительство захочет, чтобы все ограничения по правам человека были сняты. Это происходит и потому, что узбекское правительство заинтересовано в приобретении военного оборудования и хочет иметь одобрение Америки в том, что страна уже не является "серийным" нарушителем прав человека. - Были ли хоть какие-то отношения, хотя бы время от времени между США и Узбекистаном на протяжении всей афганской войны? - Были и положительные, и отрицательные моменты. Сначала был период с 2001 по 2005 гг., когда американское правительство тесно сотрудничало с правительством Каримова, что позволило американцам использовать авиабазу К-2. В 2004 году ввиду ухудшающейся ситуации по свободе выражения, преследования правозащитников, подавления гражданского общества в целом и верующих, Конгресс ввел эти ограничения. В 2005 году в восточном городе Андижан произошло восстание. Правительственные войска окружили площадь, где собрались мирные демонстранты. Среди протестующих были и вооруженные люди, однако большинство участников были не вооружены. Узбекские войска окружили толпу и открыли огонь, убив сотни человек. После этого отношения между США и Узбекистаном быстро изменились. Америка помогла некоторым беженцам, оставившим страну, и в ответ на это узбекское правительство заблокировало доступ на авиабазу. - Что же произошло при президенте Обаме? - Поскольку война в Афганистане становится более сложной и возрастает необходимость в поставке войск, Америка начала предпринимать попытки к примирению с узбекским правительством. Всё это началось в 2007 году и усилилось с 2008 по 2010 гг., поскольку Америка начала использовать так называемую Северную сеть поставок – транзитный коридор, пролегающий из стран Балтии, через Россию и Казахстан в Узбекистан. Она используется для осуществления поставок войскам НАТО и США в Афганистане. Узбекское правительство сумело получить прибыль от этого соглашения. Оно получает компенсацию за транзит через свою территорию. А узбекские компании, имеющие тесные связи с семьей Каримова, производили некоторые товары и оказывали услуги для войск США И НАТО. - Когда дело дойдет до нынешнего лобби администрации, что последует дальше? - Мы считаем, что события развиваются очень быстро, особенно после ссоры между Пакистаном и США после убийства Осамы бин Ладена. Похоже, непрочность этих отношений вызвала ощущение неотложности и подтолкнула администрацию Обамы и Пентагон на этот шаг. Возможно, сенаторы и члены Конгресса получили инструкции от чиновников Пентагона и, может быть, от представителей Белого Дома о необходимости предоставить Узбекистану "бесплатный билет", и они надеются получить одобрение Конгресса в этом месяце. Позиция нашей организации заключается не в том, чтобы не осуществлять поставки через Северную сеть поставок, а в том, что США не следует отказываться от своей власти и возможностей для достижения краткосрочной цели. Суть заключается в том, что иметь дело с диктаторами – не мудрая политика с точки зрения прав человека или безопасности. Устранение всех ограничений на помощь, в том числе на предоставление военной помощи, без конкретных улучшений в сфере прав человека станет неожиданной удачей для репрессивного правительства и может, в конце концов, вызвать продолжительную нестабильность в Узбекистане и Центральной Азии. Также это решение станет губительным посланием для рядовых узбеков о том, что, несмотря на свои декларации по "арабской весне" и демократическим изменениям, администрация Обамы больше заинтересована в узких интересах в Афганистане, чем в поддержании фундаментальных прав человека в Узбекистане.
Джастин Элиот "Salon", 17 сентября 2011 года Перевод – "InoZpress.kg" |