Роман Олеарчик (Roman Olearchyk) Усилия Москвы по укреплению экономических связей с соседями оставили Украину, вторую по территории и пятую по численности населения страну Европы, между перетягивающими канат Россией и Европейским Союзом.
Президент Виктор Янукович как никогда раньше приблизил свою нацию к подписанию соглашения с Брюсселем о свободной торговле и ассоциированном членстве. Окончательное одобрение обоих соглашений, которое может перманентно ослабить надежды России на возвращение Киева на свою орбиту, запланировано на конец этого года или начало 2012 года.
Но администрация Януковича, не считаясь с ценностями ЕС, осложнила Брюсселю задачу одобрения более близких отношений. Чиновники озвучили опасения о том, что Украина откатилась назад в вопросе демократических достижений и преследует политических оппонентов, включая бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко, которая была арестована в начале месяца по обвинению в неуважении к суду. Но будучи слишком жестким по отношению к Киеву, Брюссель рискует оттолкнуть Януковича и потерять возможность поставить Украину на европейский путь.
В то время как Европейский Союз озабочен долговым кризисом еврозоны, от того, как ЕС справится с Киевом, зависит многое. Збигнев Бжезинский, бывший советник по безопасности США, отметил в книге 1997 года, что "без Украины Россия перестает быть евразийской империей".
"Однако если Москва восстановит контроль над Украиной... Россия получит все необходимое для превращения в могущественное империалистическое государство, раскинувшееся в Европе и Азии", - добавил Бжезинский.
В этом году Россия увеличила давление на соседа с тем, чтобы Украина вступила в Таможенный союз с другими бывшими республиками СССР, обещая скидки на природный газ, столь важный для украинской экономики.
Нико Ланж (Nico Lange), глава украинского отделения немецкого фонда Konrad-Adenauer-Stiftung, говорит, что несмотря на то, что Янукович раньше вел себя дружелюбно по отношению к Москве, "его администрация признала, что у нее нет другого выбора, кроме как интегрироваться с ЕС, чтобы сохранять баланс с Россией. Иначе Россия станет подавляющей, и с ней тяжело будет иметь дело".
Поставленный Владимиром Путиным перед выбором между соглашением с ЕС или присоединением к трехстороннему Таможенному союзу, Янукович в мае еще раз заявил, что интеграция Украины в ЕС является "стратегическим выбором". Однако он предложил тесное сотрудничество с путинским союзом по формуле "три плюс один".
Этот вопрос разделил европейских чиновников по вопросу о том, как продолжить. Польша, ныне председательствующая в ЕС, находится среди тех, кто верит, что торговое соглашение с Украиной должно быть подписано в кратчайшие сроки, чтобы увеличить влияние ЕС на Киев. Другие предполагают, что у ЕС больше влияния до вынесения какого-либо решения по соглашению.
Любой курс, выбранный Брюсселем, может создать прецедент для других соседних с ЕС стран.
"Какой сигнал вы посылаете, если вы включаете в эту новую форму сотрудничества страну, которая является одной из худших в мире в сфере бизнес-климата, коррупции, имеет заметные проблемы с демократией и исполнением законов, а также преследует предыдущее правительство?" - спрашивает Ланж. "Какой сигнал это посылает Северной Африке или Белоруссии?"Оригинал публикации: Ukraine poses dilemma for Brussels |