Источник перевод для mixednews – molten
12.04.2011
Всё складывается так, что главное событие непрекращающегося финансового кризиса произойдёт в 2012 году. Огромное количество новых долговых обязательств, огромное количество дополнительных "цифровых" долларов и искра повышения процентной ставки станут катализатором подгоняемой кредитами финансовой имплозии версии 2.0.
Почему финансовый кризис 1.0 был только мировым кризисом только развитых стран?
Первый, оригинальный кризис версии 1.0 берёт своё начало из жилищного кризиса в США в 2007 году, который осенью 2008 трансформировался в полномасштабный финансовый кризис. Он постепенно распространялся на страны с развитой экономикой, однако не внёс хаос в развивающиеся рынки и страны второго и третьего мира. Большинство таких стран были изолированы от глупостей финансов первого мира – кредитов, займов, долгового бремени и обременительных процентных платежей – просто потому, что они не имели права на опьяняющий эликсир кредитов.
Сможет ли американское правительство предотвратить следующий финансовый кризис?
Для объяснения того, что пошло не так, было предложено множество фактов и мнений – жадность Уолл-Стрит, коррумпированный капитализм, недостаточные и неадекватные административные правила, экономика, подпитываемая погрязшими в долгах и кредитах потребителями, халатные стандарты предоставления кредитов, отрицательные реальные процентные ставки и несуществующие сбережения. Все причины опирались на чрезмерную доступность и обилие дешёвых и лёгких в получении кредитов и наличности.
Такие вялые меры как принятие закона Додда-Франка, которые были придуманы и внедрены с начала Великой рецессии для смягчения финансового риска, лишь организационно закрепили недостатки нормативно-правовой базы. Кроме того, "Слишком большие, чтобы развалиться" частные финансовые институты, которым предоставили неограниченные спасательные пакеты за счёт налогоплательщиков сейчас стали ещё крупнее, и меньше в числе.
Неуправляемый рост дефицита неизбежно ведёт к образованию огромных долгов на всех уровнях правительства, от федерального до правительств штатов, и местных органов власти. Американский государственный/федеральный долг сейчас свыше 14 триллионов, и вырастет в текущем финансовом году ещё более чем на 1.65 триллиона – что в три раза выше, чем всего три года назад. В данный момент 37 процентов всех расходов федерального правительства покрываются за счёт займов, что значит дальнейшее увеличение долга.
К этому стоит прибавить все нефинансируемые или недофинансируемые обязательства социального обеспечения вроде программ Соцзащиты, Медпомощи и Медухода, которые очень удобно исключены из годового оперативного бюджета федерального правительства. В зависимости от того, какие допущения будут сделаны для будущей инфляции, критерии правомочности использования программ и прочих связанных вопросов, дальнейшие необеспеченные обязательства в размере где-то между 60 и 110 триллионами также должны быть добавлены к долгу федерального правительства.
Правительства штатов и правительства местных органов власти добавляют ещё 3.87 триллиона необеспеченных обязательств по отношению к пенсиям госслужащих и льгот по медицинской страховке.
Уважаемые экономисты Кармен Рейнхарт и Кеннет Рогофф в своей недавней книге, озаглавленной "На этот раз всё по другому" описали, почему 90-процентное соотношение госдолга в отношении ВВП является критической точкой для страны. Их заключения строятся на анализе нескольких сотен лет истории экономики. США, Британия, Япония и другие выстраиваются в очередь, чтобы присоединиться к (в частности) Греции, Ирландии и Португалии в их сваливании в финансовую бездну.
Таким образом, создан фундамент для следующего финансового краха. На этот раз правительства присоединились к частным финансовым организациям в их гонке по направлению к долговой кирпичной стене. Правительства не смогут выполнить свою предыдущую роль старших товарищей, которые всегда спасут, поскольку теперь их самих нужно будет спасать.
Действительно, самыми сложными и насущными вопросами сегодня являются – кто и как спасёт наши обанкротившиеся правительства? Европейские страны в ЕС не могут помочь, поскольку многие из них и сами толпятся на краю финансовой пропасти. По всей видимости все развитые страны, которых не поддерживает мощный сектор природных ресурсов (Канада, Австралия) или высокопродуктивное производство (Германия) стоят перед угрозой финансовой катастрофы.
Что спровоцирует финансовый кризис 2.0?
Поднятие процентной ставки, вот всё, что нужно, чтобы спровоцировать второй раунд краха не прекращавшегося финансового кризиса. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заметить, что ставки ниже, чем они были в 1950-ых. Реальные процентные ставки также опасно близки к отрицательным, если уже не достигли таких значений. При быстро растущей ценовой инфляции они будут вынуждены обратиться в сторону севера (видимо, здесь: принять отрицательные значения; прим. mixednews).
До этого года иностранные покупатели были крупнейшими покупателями долга Министерства финансов США, в коей роли выступали, в основном, Китай и Япония. У Японии сейчас другие заботы, учитывая последствия недавнего цунами. Китай уже последовательно сокращает объём покупки, ссылаясь на потерю уверенности в теряющем свою ценность долларе США. Также они выяснили, что тратя свои запасы излишков долларов путём обеспечения будущих поставок минеральных ресурсов и энергетики, они принесут бо́льшую выгоду китайской экономики. Кроме того, покупатели американских долговых обязательств считают, что процентные ставки на 60-летних минимумах не перекрывают инфляцию, и являются рискованными и непривлекательными инвестициями.
При отсутствии достаточного количества покупателей среди иностранцев или из частного сектора, совет ФРС "монетизирует" долг федерального правительства путём выкупа долговых обязательств Казначейства. Этот процесс называют валютным стимулированием, посредством которого ФРС создаёт деньги из воздуха, что делает ФРС покупателем госдолга в последней инстанции. Учитывая нынешний темп, ожидается что ФРС выкупит 50 процентов всех новых облигаций и казначейских облигаций со сроком погашения в текущем финансовом году. Это необходимо просто потому, что нет достаточного количества иностранных или внутренних покупателей при таком уровне процентной ставки и рисках.
Наиболее показательное и, возможно, страшное предзнаменование произошло недавно, когда крупнейший частный фонд облигаций, PIMCO, распродал все свои запасы государственных долговых облигаций США, тем самым продемонстрировав свою обеспокоенность по поводу долгов федерального правительства. В числе причин этого шага глава PIMCO Билл Гросс назвал риски, связанные с близкими к отрицательным процентными ставками по долговым обязательствам и снижение стоимости доллара США, вытекающее из чрезмерной денежной эмиссии.
Зная определённо, что руководители пенсионных фондов и страховые пулы инвестиционных компаний часто следуют за лидерами отрасли, можно с уверенностью предсказать, что ещё больше миллиардов и триллионов в казначейских облигациях будут скинуты в больной рынок облигаций. Когда этот процесс выйдет из-под контроля, создание денег ФРС и выкуп долга ускорятся, одновременно с этим будет расти инфляция, и обесцениваться доллар.
Почему политические процессы в Америке фактически гарантируют финансовый кризис 2.0?
Как мы можем быть уверены в том, что следующий кризис, который будет гораздо серьёзнее, маячит на горизонте? Тому способствует ряд факторов:
1. Величина и импульс расширения дефицита государственного бюджета, долгов и необеспеченных обязательств,
2. монетизация Советом Федерального резерва долговых обязательств путём использования свеженапечатанных денег в рамках загадочного процесса под названием "валютное стимулирование",
3. крайне вероятная перспектива повышения процентных ставок, что обусловлено теряющей ценность валютой.
Политический процесс практически гарантирует, что необходимые ужесточающие меры будут осуществляться в порядке попытки стабилизировать финансовую систему. Вспомните недавнюю публичную грызню в Конгрессе между двумя партиями за копеечное сокращение бюджета на 33 миллиарда, когда дефицит бюджета составляет 1.65 триллиона.
Предположение о том, что в это время надвигающегося финансового кризиса необходимо сильное руководство – очевидно. Однако подобно обычным людям, политики в массе своей являются амбициозными карьеристами, которые тяжко трудятся, обеспечивая сохранность своей должности.
Политики, имеющие ясный взгляд, наказываются тем, что лишаются своего кресла при следующих выборах. Кандидиты же, которые игнорируют сгущающиеся тучи приближающейся бури, и обещают хорошие времена, наиболее вероятно будут вознаграждены голосами. В такой враждебной избирательной среде политическая воля слабеет. Стоит ли удивляться, что избиратели слышат то, что хотят, и получают то, чего заслужили?
Годы, предшествующие выборам президента традиционно полны положительными инвестиционными условиями. Политики во власти знают, что избирателей можно подкупить за их собственные деньги… вернее, теперь за заёмные деньги. Избиратели довольны своим процветанием и общим ощущением финансового благополучия.
Мы снова увидим розыгрыш этого сценария в 2012 году… но только в том случае, если ныне обладающие властью смогут его разыграть. Но смогут ли они? Продолжатся ли рекордно низкие процентные ставки? Выйдут ли из рынка облигаций подобно PIMCO крупные покупатели долгов вроде пенсионных фондов и страховых компаний? Продолжит ли доллар падение из-за печатания необеспеченных денег Федеральным резервом? Сможет ли правительство удержать крышку, или финансовая скороварка взорвётся?
Заключение: 2012 год станет годом идеального финансового шторма…
Покупая время при помощи создания пустых денег, что неминуемо ведёт к росту инфляции, перегревание рынков сырья и акций – всё это будет работать до момента, когда уже больше не сможет.
Этот аналитик видит идеальный шторм критериев, почти идеально сходящихся и попадающих в предвыборный цикл 2012 года. Когда наступит момент, финансовое землетрясение быстро разрушит неустойчивую финансовую систему, существующую на данный момент. Правительство будет беспомощно, и не сможет себя защитить, и ещё меньше себя защитят обычные граждане или частные финансовые организации от надвигающегося финансового цунами и уничтожения валюты.
Если начиная с завтрашнего дня политики вдруг начнут вести себя как взрослые, прекратят межпартийную грызню, и освободятся от злобы и пустой болтовни, финансовый крах, возможно, удастся оттянуть… может быть даже избежать. Однако к сожалению проблема кажется непреодолимой, а политическая воля слишком слаба.