Дэвид Бекинг (David Böcking)
Британцы "шизофреники", французский директор "чрезмерно амбициозный маньяк", а смена руководства в правлении похожа на детскую игру "Займи стул". Новые документы дипломатической переписки, полученные недавно от провокационного сайта WikiLeaks, демонстрируют напряженность, существующую между европейскими партнерами в авиакосмическом гиганте EADS.
Тон депеши кажется деловым, но между строчками читаются некие нотки самодовольства. В апреле 2008 года американское консульство во французской Тулузе направило в Вашингтон пару дипломатических телеграмм о "Airbus и американских интересах". То был "прощальный доклад" проработавшего три года на своем посту генерального консула, о чем сообщается в первой телеграмме. Вот его оценка: авиастроительная компания Airbus страдает от "ограниченной, узкой, балканизированной корпоративной культуры, проявления которой можно найти на всех уровнях".
Для американцев это была хорошая новость – в конце концов, Airbus это самый сильный конкурент американского авиастроительного гиганта Boeing. Также не является секретом то, что немцы и французы долгие годы борются друг с другом за командное положение в материнской компании Airbus EADS. Но телеграммы пролили новый свет на ситуацию, показав, что руководители EADS вполне откровенно говорят о конфликте в беседах с представителями американского правительства. Такова, по крайней мере, картина, вырисовывающаяся из телеграмм, полученных возмутителем спокойствия – сайтом Wikileaks, которыми он поделился со SPIEGEL ONLINE. Агентство Reuters первым сообщило во вторник о содержании части этих телеграмм.
Телеграммы наполнены нелицеприятными оценками о коллегах и компании в целом, которыми менеджеры EADS делились с американцами. Чаще всего упоминаются ведущие немецкие менеджеры, которые регулярно жаловались на своих французских коллег.
В одной из телеграмм, датированной июлем 2006 года, представитель американского консульства в Мюнхене описывает свою встречу в городе с двумя высокопоставленными немецкими руководителями из EADS (немецкая штаб-квартира этого концерна находится в Мюнхене). Незадолго до этого был вынужден уйти в отставку содиректор EADS француз Ноэль Форжар (Noel Forgeard). Немцы нисколько не сожалели о его уходе, говоря, что это только на благо компании. (В то время в компании было два содиректора, один от Германии, а второй от Франции.) Немцы назвали Форжара "чрезмерно амбициозным маньяком". Немецкая половина EADS, сообщалось в телеграмме, "никогда не знала, действует ли Форжар при поддержке французского правительства или продвигает собственные цели и интересы".
"Квазиамериканская фирма"
Немцев также ни в коей мере не огорчило решение английской оборонной и авиастроительной компании BAE Systems отказаться от своего 20-процентного участия в EADS, хотя это был крупнейший британский инвестор концерна. В телеграмме отмечается, что они сказали по этому поводу "скатертью дорога", а также заявили: "ВАЕ в любом случае вела себя как шизофреничка; этот партнер никогда не знал до конца, является ли он европейской компанией или квазиамериканской фирмой".
Как сообщается в телеграмме, менеджеры также активно жаловались на французское вмешательство, причем один из них даже пошутил, обращаясь к товарищу: "Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что мы не французская компания?" Немцы также сообщали американцам, что с точки зрения Германии, пока имеет смысл сохранить совместное руководство в EADS. Они сказали по этому поводу следующее: "В конце концов, раз французы заварили всю эту кашу, пусть француз ее и расхлебывает".
Американское консульство смогло сообщить в Вашингтон лишь негативную информацию и после встречи с сотрудниками немецкого акционера EADS компании Daimler, которую считают представителем интересов Германии в этой авиакосмической фирме (в отличие от Франции, у правительства Германии нет в ней прямой доли участия). "Мрачная атмосфера в EADS просто осязаема, - сообщается в телеграмме. – После встречи возникло впечатление, что компания находится в осаде". Попытка России увеличить свою долю в компании и усилить влияние в ней откроет "ящик Пандоры, и нынешняя бестолковщина в EADS станет еще бестолковее", говорится в другой телеграмме. В подзаголовке телеграммы столь же пренебрежительно говорится о проведенной незадолго до этого смене руководства, которая названа детской игрой "Займи стул".
Безусловно, американцам жаловались не только немцы – свою долю препирательств внесли и французы. Как свидетельствуют документы переписки, французский промышленник и акционер EADS Арно Лагардер (Arnaud Largardere) во время обеда с американским послом подверг "неприкрытой критике" тогдашнего президента Франции Жака Ширака. "Лагардер высказал мнение о том, что Ширак портит буквально все, в чем принимает участие". Об этом сообщается в телеграмме от февраля 2005 года. Согласно ее содержанию, Лагардер заявил, что если Ширака переизберут в 2007 году на пост президента, он "ускорит" свой выход из EADS, в то время как победа Саркози будет означать, что "уход может быть отложен на более поздний срок". В телеграмме сообщается, что Лагардер "говорил о своих добрых отношениях с … Саркози".
Тем для докладов множество
Ссора по поводу сложной структуры собственности в EADS оказалась чрезвычайно интересной для американских дипломатов, которые, в конце концов, считают себя представителями интересов американского бизнеса, что подтверждается многочисленными комментариями, содержащимися в телеграммах. В телеграмме от апреля 2008 года описывается программа сбережений Airbus под названием Power8, в которой особое внимание уделяется глобальной цепочке снабжения. Дипломаты называют эту программу "прекрасной возможностью для американских поставщиков". Посол в Париже также предложил в 2005 году промышленнику Лагардеру встретиться с Гарри Стоунсайфером (Harry Stonecipher), отметив, что этот руководитель компании Boeing знаком с его отцом Жаном Люком (Jean Luc). По словам посла, годом ранее Стоунсайфер намекнул, что он и Жан Люк "могли бы разрешить этот спор между Boeing и Airbus". Две компании уже давно ведут напряженную экономическую войну, в последние годы обвиняя друг друга в том, что противоположная сторона получает государственные субсидии.
Руководство EADS в свете новых всплывших подробностей сохраняет спокойствие. "Если WikiLeaks нечего больше предложить, кроме телеграмм пятилетней давности, то нас это не очень волнует", - заявил представитель компании SPIEGEL ONLINE. Официальные лица из Госдепартамента США также постарались принизить значение этих документов. Американские дипломаты из Тулузы, где находится штаб-квартира французской Airbus, являющейся дочерней компанией EADS, находятся там с единственной целью – налаживать более тесные "экономические, культурные и политические связи с французским народом за пределами Парижа", заявил информационному агентству Reuters заместитель главы пресс-службы Госдепартамента Марк Тонер (Mark Toner).
Но даже спустя пять лет сложная акционерная структура EADS по-прежнему является причиной того, что название компании не исчезает из заголовков газетных статей. Всего несколько недель назад весь мир узнал новость о том, что Daimler хочет вывести значительную долю своих активов из этой крупнейшей в Европе авиастроительной компании. Похоже, у американских дипломатов по-прежнему много тем для докладов в Вашингтон. Оригинал публикации: Bad Blood between German and French Executives at EADS |