Не важно, в какой стране родился изобретатель, – лишь бы слава от его открытия принадлежала швейцарскому научному центру. Придерживаясь такой политики, вузы Конфедерации постепенно собирают у себя научную элиту мира
Уже несколько месяцев в стране идет полемика вокруг того, что швейцарские университеты слишком легко принимают в свои стены иностранных студентов. В 2009 году, например, молодежь из-за рубежа составляла 21% швейцарского студенчества. А среди тех, кто следует магистерской программе, их еще больше – каждый четвертый оканчивал среднюю школу за границей.
Такое соотношение некоторые вузы уже называют "непропорциональным" и высказывают свои опасения за то, что, из-за притока иностранцев, уровень обучения всех студентов снизится.
Чтобы более объективно взглянуть на проблему, предлагаем подняться на несколько ступеней вверх. И оценить, кто именно публикует "швейцарские" научные разработки и становится авторами фундаментальных открытий таких известных вузов, как, к примеру, EPFL и EPFZ (Федеральные политехнические школы Лозанны и Цюриха), или Женевского и Цюрихского университетов.
Тогда сразу станет ясно, что молодые и перспективные аспиранты, профессора и доктора наук – в большинстве своем иностранцы, вносящие незаменимый вклад в швейцарскую науку.
27 исследователей, получивших в 2010 году стипендии Европейского исследовательского совета, работают в Швейцарии – больше стипендий получили лишь ученые Великобритании, Франции и Германии. Это показывает, что значительная часть мировой научной элиты находится именно здесь.
По данным Федеральной статистической службы, среди преподавателей швейцарских вузов тоже немало иностранцев: особенно высок их процент в EPFL и EPFZ.
И число их за последние 10 лет постоянно растет. 84% преподавателей-иностранцев прибыли из Европы, особенно высока доля немецкой профессуры в университетах немецкоязычной части Швейцарии (45%), за ними следуют французы и итальянцы.
Кто же входит в категорию преподавателей-"иностранцев" по оценкам ФСС? "Конечно, частично сюда относятся преподаватели второго поколения эмиграции, у которых нет швейцарского паспорта, но свое образование они получили в Швейцарии. Но серьезная часть этих исследователей приехала из-за границы, где и училась", - подчеркнул Ив Флюкигер, проректор университета Женевы, где, как известно, преподает первый в Швейцарии обладатель Медали Филдса Станислав Смирнов.
Интересно, что руководство вузов Романдской Швейцарии вовсе не задается вопросом, почему же среди ученых не так много настоящих швейцарцев. "Происхождение исследователя не играет никакой роли. Главная цель заключается в том, чтобы результат его работы был получен на базе швейцарского научно-исследовательского центра и оказался настолько значительным, что смог бы оказать влияние на развитие общества в целом. Важна репутация швейцарских вузов за границей и то, кому принадлежат патенты на изобретения", - уверен профессор Флюкигер.
Показательно также, что, по опросам швейцарской ассоциации исследователей Actionni, дипломированные уроженцы Швейцарии предпочитают искать работу не в научной сфере, а в частном секторе экономики, где выше зарплаты.
А вот сколько сотрудников-иностранцев трудится сегодня в ведущих швейцарских вузах, обучая будущую научную элиту страны.
UNIGE
Университет Женевы:
Профессора - 39,3%;
Другие преподаватели - 28,9%;
Ассистенты и научные сотрудники – 59,4%;
В среднем – 42,5%.
UNUL
Университет Лозанны:
Профессора - 30,8%;
Другие преподаватели - 22,6%;
Ассистенты и научные сотрудники – 42,2%;
В среднем – 31,8%.
EPFL
Федеральная политехническая школа Лозанны:
Профессора - 59,3%;
Другие преподаватели - 38,2%;
Ассистенты и научные сотрудники – 69,8%;
В среднем – 55,7%.
EPFZ
Федеральная политехническая школа Цюриха:
Профессора - 64,3%;
Другие преподаватели - 33,4%;
Ассистенты и научные сотрудники – 57%;
В среднем – 51,5%.