По мере того как сомалийские пираты становятся все наглее, пресса регулярно выставляет их злобными агрессорами, которые берут невинных людей в заложники, чтобы получить за них выкуп после торговли, напоминающей аукцион. В этих утверждениях много правды. Например, в четверг одна из пиратских шаек захватила нефтеналивной танкер, следующий в США, причем это произошло уже после того, как мир обошла новость о том, что в конце января другие пираты убили двух филиппинских матросов во время неумело организованной спасательной операции. Между тем, существует еще один критерий оценки деятельности этих морских разбойников – их можно рассматривать как бизнесменов, которые сумели разобраться в особенностях торговых потоков и урвать свою долю.
Переживающая бум индустрия пиратства, как точная метафора, отражает характер мировой экономики в условиях глобализации. Практически все, что сегодня необходимо знать о том, как делаются и расходуются деньги, воплощено в ежедневных баталиях капитанов грузовых судов с лодками пиратов, которые базируются на побережье Сомали.
Для начала необходимо хорошо знать своих клиентов. Ключом к пониманию сущности современной транснациональной корпорации является осознание того факта, что она не любит затруднительных ситуаций и старается избегать их. Имейте в виду, что, столкнувшись с вызовом со стороны группы лоббистов, правительства какой-либо страны или разбирающегося в компьютерах тинэйджера, общающегося в социальной сети Twitter, компания испугается и инстинктивно попытается замять дело. Теперь подумайте, что сделает корпорация, столкнувшись с нищими людьми, вооруженными автоматами? Правильно, она сдастся без боя. Не сомневайтесь, это так, ведь большинство судоходных компаний даже не позволяют охране своих кораблей носить оружие. Управление кадров корпорации не хочет иметь с этим ничего общего. Поэтому все, что нужно сделать пиратам, так это захватить судно, отбуксировать его в гавань, а затем запросить несколько миллионов долларов в качестве выкупа за корабль и груз. Новые "флибустьеры" прекрасно понимают, что если они никого не убили и не ранили – а обычно они стараются этого избегать – современная транснациональная корпорация всегда заплатит, чтобы устранить проблему.
Во-вторых, экономические условия все время меняются, поэтому необходимо быть гибким и постоянно совершенствовать способы достижения цели. Сомали не всегда была рассадником пиратства. Основным занятием жителей района Пунтлэнд (Puntland), где базируются пираты, была рыбная ловля. Однако после того как правительство страны рухнуло, некому стало следить за соблюдением границ территориальных вод, и флоты других государств начали ловить рыбу у берегов Сомали, что истощило запасы. Тем не менее, как гласит пословица, на этом свет клином не сошелся, ведь в море есть много "другой рыбы". В то же самое время завертелись шестеренки китайской экспортной машины, приводя ее в действие, и огромные потоки различных товаров пошли в Европу. Наиболее экономичный путь пролегал через Суэцкий канал, и бывшие рыбаки обнаружили, что вблизи побережья района Пунтлэнд проплывают суда с грузом на миллиарды долларов. Все, что им было нужно сделать, так это потребовать для себя часть стоимости, т.е. того, что биржевые брокеры, торгующие облигациями, назвали бы "четвертью базисного пункта". В мгновение ока бывшие рыбаки превратились в сборщиков дорожной пошлины.
В-третьих, нужно позаботиться о достойном снаряжении. Ни одна компания не хочет, чтобы ее отдел информационных технологий был оснащен устаревшим оборудованием. Пиратство же, как и все виды коммерческой деятельности, является бизнесом, в основе которого лежит информация. Действительно, вы вряд ли сможете получить хороший выкуп за судно, перевозящее пшеницу или цемент. Совсем другое дело, если в трюмах корабля лежит такой "крутой" груз, как стереоскопические телевизоры марки Samsung или, что еще лучше, мобильные телефоны iPhone. К счастью для пиратов, морские суда сегодня оснащены системой автоматического распознавания, компьютерной системой, которая регистрирует и хранит в памяти подробную информацию, касающуюся самого корабля, его экипажа и груза. Это очень удобно для таможенных служб и руководства судоходных компаний, но, к сожалению, пираты оказались достаточно сообразительными, чтобы вскрыть систему и получить доступ к этим данным. Поэтому они точно знают, на какие суда стоит нападать. Когда этот способ не работает, современные "корсары" пользуются услугами наблюдателей в Дубае или Омане, которые берут на заметку корабли с дорогостоящим грузом. Любой клерк в лондонском Сити скажет вам, что стоит заключать только те торговые сделки, о которых имеется инсайдерская информация. Пираты хорошо усвоили этот урок.
В-четвертых, нужно правильно платить персоналу. Экономика пиратского захвата так же тщательно проработана, как модель эффективного бизнеса, составленная консалтинговой компанией McKinsey. Себестоимость каждого нападения составляет примерно $6 тыс. Инвестор вкладывает капитал в обмен на третью часть добычи – частные лондонские конторы, работающие на рынке ценных бумаг, возможно, будут торговаться, однако согласятся со структурой сделки. Полученные деньги используются для получения информации, приобретения оружия, лодки и ката, сильнодействующего наркотика, который постоянно жуют пираты. Оставшаяся прибыль делится в равных долях между участниками акции. Самый молодой из атакующих, обычно парнишка 14 лет, взбирается на судно первым. Это очень опасная работа, ведь вероятность того, что его убьют, очень высока, однако в случае успеха он получает на 30% больше. Представьте себе, что вы приглашаете легковерных и безрассудных юнцов на работу, связанную с огромным, даже смертельным риском, но обещаете крупный бонус в случае, если они, по счастливому стечению обстоятельств, останутся живы. Будет такая бизнес-модель работать? Не нужно быть директором инвестиционного банка, чтобы понять, что, безусловно, будет.
Наконец, экономическая теория "просачивания благ сверху вниз", утверждающая, что выгоды монополий совпадают с выгодами мелких предпринимателей и потребителей, оказывается, все же работает. Целые районы Сомали богатеют благодаря "дорожной пошлине", которую местные моряки взимают с грузовых судов, курсирующих между Азией и Европой. Единственным условием является то, что иногда необходимо несколько автоматов АК-47, чтобы обеспечить попадание части общего богатства в ваш карман.
Новый триллер автора этой статьи под названием "Теневая сила" (Shadow Force), посвященный борьбе с сомалийскими пиратами, опубликован издательством Headline.