<...> Опубликованные сегодня данные таможни по торговому балансу страны можно по аналогии с известной поговоркой окрестить "лицом экономики". Как и прежде, торговый оборот страны формируется в первую очередь за счет нефти, газа, угля и металлов, а не нанотехнологий и высокотехнологичного оборудования. Более того, доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта не уменьшается, а только увеличивается - в 2010г. она превысила 70%. Главным экспортным товаром России уже который год остается сырая нефть, идущая с большим отрывом от любых ближайших конкурентов. По данным ФТС, в 2010г. на экспорт было отправлено 234 млн т нефти на сумму 129 млрд долл. Благодаря хорошей конъюнктуре на сырьевых рынках выручка от поставок черного золота выросла за год на 38%. Второе место по экспортной выручке занимают нефтепродукты (69,4 млрд долл.), третье - природный газ, выручка от продаж которого выросла на 10,5% - до 43,53 млрд долл. Четвертое и пятое места заняли жидкие топлива (31,3 млрд долл.) и дизельное топливо (25,7 млрд долл.) соответственно. Из заметных статей экспортной выручки можно выделить еще и каменный уголь - его было продано на 9,18 млрд долл. (+25%). Хорошо идут за рубеж черные металлы (19 млрд долл.), машины и оборудование (еще 19,56 млрд долл.), алюминий и никель. Остальным экспортным товарам редко удается сгенерировать годовую выручку хотя бы в 3 млрд долл. Импорт растет, ограничивая профицит Сырьевая структура экономики предполагает, что экспортная выручка растет вместе с улучшением конъюнктуры рынка. Последняя в 2010г. не подкачала - спрос на нефть, сталь, уголь и металлы рос, а с ними росла и их стоимость. Экспорт увеличивался месяц за месяцем. Однако приток нефтедолларов в страну пробудил подзабытую в кризис привычку к хорошему, и россияне стали все чаще покупать импортные товары. В результате если в первые месяцы года рост торгового профицита составлял по 50-70%, то по итогам года рост положительного сальдо ограничился 25% - выровнял импорт. В обмен на нефть и другие энергоносители россияне закупали за рубежом машины и оборудование - в структуре импорта они заняли львиную долю всех ввезенных товаров (98,6 млрд долл. из 229 млрд долл.). Второй по объему статьей стал импорт легковых автомобилей - в 2010г. этот показатель вырос на 31,7% - до 686,6 тыс. машин стоимостью 11,37 млрд долл. При этом импорт грузовых автомобилей за отчетный период увеличился в 2,2 раза - до 53,7 тыс. единиц. Третье место по объему занимают импортные лекарства и медикаменты - на них пришлось 9,3 млрд долл. Охотно за рубежом россияне закупают одежду, обувь и продукты питания (молоко, кофе, масло, сахар-сырец) - во всех этих категориях рост по итогам года составил десятки процентов. Среди продовольствия сократился только импорт мяса - но и то незначительно, менее чем на 3%. <...> Александр Гаспарян, РБК |