“CNBC”, США - 18 января 2011 г. "What is Plan B if China dumps its U.S. debt?"
При займе денег всегда полезно иметь запасной план на случай, если крупный кредитор решит прекратить свою поддержку. Это справедливо как для суммы в несколько тысяч долларов, так и для триллиона долларов - размера задолженности правительства США перед Китаем.
В связи с визитом китайского президента Ху Цзиньтао в Вашингтон во вторник стоит задать американским официальным лицам вопрос о запасном плане на случай, если отношения между двумя странами однажды неожиданно изменятся к худшему и Пекин начнёт избавляться от казначейских ценных бумаг США.
Китай официально является крупнейшим иностранным кредитором Соединённых Штатов, владея приблизительно 900 миллиардами долларов казначейских ценных бумаг или более чем 1 триллионом долларов, учитывая облигации, которые приобретает Гонконг.
Это означает, что Китай может нанести серьёзный ущерб американским рынкам долговых обязательств, если он неожиданно начнёт продавать крупные порции облигаций.
Большинство экспертов говорят, что, если появятся признаки этого, то правительство США будет действовать следующим образом: оно убедит американцев покупать больше долговых обязательств США, как это делалось во время Второй мировой войны, и найдёт дружественные иностранные правительства, чтобы они купили дополнительное количество государственных казначейских обязательств.
Также могут быть привлечены банки для увеличения ими покупки гособлигаций и, в качестве крайней меры, правительство также может обратиться к ФРС, чтобы она восполнила пробел, хотя это рискует превратить слабость доллара в резкий экономический спад.
"Правительству США нужно было и оно, возможно, всё ещё могло бы привлечь американское население для вложения денег в долговые обязательства США", - сказал Дэвид Уокер, бывший главный финансовый инспектор США, который возглавляет организацию, выступающую за сокращение правительством бюджетного дефицита и заимствований.
Конечно, мысль о том, что Китай может неожиданно продать свой пакет долговых обязательств США, выглядит почти невообразимой для некоторых.
В конце концов, любое ослабление американских рынков долговых обязательств, в результате чего на рынках разразится паника, и вероятное ослабление доллара скажутся на Китае и могут сильно повредить его экономике, особенно потому, что Соединённые Штаты являются таким огромным рынком для китайского экспорта.
Для такого шага потребуется, скорее всего, серьёзнейшее усиление напряжённости по вопросу Тайваня или нефтеразведки в спорных районах Южно-Китайского моря, включая возможный военный конфликт между двумя странами. Такой конфликт также облегчит Вашингтону задачу привлечения американской общественности, чтобы она покупала его долговые обязательства из патриотических соображений.
Но Пекин также мог бы обосновать резкий отказ от американских государственных казначейских обязательств в случае краха доллара, возможно, тем, что Вашингтон не может сократить свой бюджетный дефицит и свою задолженность.
"Меня беспокоит то, что для нас, возможно, наступил переломный момент", - сказал Исвар Прасад, экономист из института Брукингса и бывший чиновник Международного валютного фонда, отвечавший за Китай.
"Если китайцы скажут "Мы больше не покупаем государственные казначейские обязательства", то это может стать инициирующим фактором, вокруг которого сконцентрируются нервные рыночные настроения", - сказал он. "Люди могут начать задаваться вопросом о том, как США собираются финансировать свой дефицит".
Привлечение других стран
В 2009 г. экономист Брэд Сетсер предложил Соединённым Штатам заключить вспомогательные соглашения об обмене валют с политическими союзниками на тот случай, если такая страна как Китай откажется от американского рынка долговых обязательств.
Однако список стран, готовых выступить в качестве покупателей в момент, когда чиновники министерства финансов США будут пытаться торговать долговыми обязательствами США или получить займы в иностранной валюте, возможно, несколько изменился с тех пор, как Европа увязла в долговом кризисе.
С тех пор, как предложение Сетсера появилось в заметке, опубликованной Советом по международным отношениям, Германии пришлось поддержать миллиардами евро задолженность других стран "еврозоны", чтобы сохранить "еврозону". И так как другие европейские страны используют своп-линии, предоставляемые ФРС, они вряд ли в состоянии поддерживать Соединённые Штаты.
Япония могла бы помочь дополнительной покупкой (казначейских обязательств), но это будет ограниченным действием, учитывая её огромную внутреннюю задолженность и то, что она в настоящий момент агитирует своих японских вкладчиков и компании покупать её собственные долговые обязательства.
Другие страны в регионе, которые уже покупают большое количество американских казначейских ценных бумаг, чтобы попытаться сдержать рост стоимости их собственных валют, такие как Таиланд и Индия, или страны с крупными фондами национального благосостояния как Сингапур, также могут быть привлечены для увеличения их покупок гособлигаций.
Затем есть также ближневосточные нефтепроизводители, такие как Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты, которые традиционно считаются американскими союзниками. Все вместе нефтепроизводители региона являются держателями около 210 миллиардов долларов государственных казначейских обязательств.
"Все эти страны уже инвестировали огромные суммы долларов в казначейские обязательства", - сказал Эрик Стейн, вице-президент и портфельный менеджер "Eaton Vance" в Бостоне. "Им будет трудно взять на себя обязательство постепенно увеличить покупку ими казначейских обязательств". Тем не менее, аналитики считают, что обещание нескольких крупных держав поддержать стоимость долговых обязательств посредством проводимых по графику закупок, могло бы успокоить рынок казначейских обязательств.
Но и цена этого для Соединённых Штатов может быть высокой. Один банкир, не пожелавший назвать себя, предположил, что в критическом случае Соединённым Штатам придётся привязать доллар к корзине других валют, чтобы успокоить иностранных инвесторов, что приобретённые ими долговые обязательства не обесценятся внезапно.
Увеличение денежной массы-3?
Другим решением может быть ещё одно вмешательство ФРС.
В конце концов, 600 миллиардов долларов - размер второй программы ФРС валютного стимулирования, объявленной 3 ноября, - превышает общую сумму казначейских обязательств, приобретённых Китаем в 2010 году.
Согласно данным министерства финансов США, опубликованным во вторник, общая покупка Китаем долгосрочных казначейских обязательств составила приблизительно 260 миллиардов долларов в период с января по ноябрь прошлого года, при этом Китай остаётся крупнейшим отдельным держателем казначейских обязательств США.