Иностранные фирмы в Китае все чаще высказывают недовольство весьма регулируемым рынком страны — бюрократическим лабиринтом, который, по словам многих, сознательно разработан с тем, чтобы зажать в тиски некитайских игроков к выгоде их местных конкурентов. На прошлой неделе Торговая палата Европейского Союза в Китае присоединилась к этому хору: в ее ежегодном меморандуме, представляющем собой громоздкий том объемом в 650 страниц, перечисляются сотни проблем, связанных с получением доступа к рынку для иностранных компаний, представляющих широкий диапазон отраслей промышленности. Сводя на нет открытую конкуренцию между местным и иностранным бизнесом, Китай также наносит себе ущерб, говорит президент организации Жак де Боиссесон. "Пропорция европейских инвестиций в Китай, в сравнении с общим объемом инвестиций ЕС за рубежом, составляет лишь три процента", говорит он. "В Китай вложено недостаточное количество европейских инвестиций". Прямые иностранные инвестиции в Китае росли нога в ногу с быстро развивающейся национальной экономикой, но не так быстро, как хотелось бы многим. Экспорт Европы в Китай достигал 78,4 миллиардов евро в 2008 году, что составило рост в 9% в сравнении с 2007 годом. Но, как говорит европейская палата, которая представляет 1400 международных компаний, торговля с такой небольшой страной, как Швейцария, все еще достигает уровня в три раза выше. Хотя прошло уже 30 лет с тех пор, как Пекин распахнул двери для иностранных инвестиций, "Китай все еще остается чрезмерно регулируемым и менее открытым для конкуренции по сравнению с экономикой других основных стран", говорится в документе. Хотя международные инвесторы десятилетиями жаловались на бюрократические препоны, через которые они должны были пробираться с тем, чтобы получить доступ к китайскому рынку, их опасения обострились в последние годы в связи с серией изменений в сфере регулирования, которые, как представляется, непосредственно нацелены на то, чтобы закрыть доступ иностранцам. Это вынудило европейские компании с опаской относиться к вложению большего капитала в китайский рынок, говорит Де Боиссесон. "Мы говорим [китайскому правительству], что наши компании готовы вложить капитал, и для этого они должны убедиться в том, что к ним будут относиться одинаково с другими. Сегодня они обеспокоены тем, что такого на деле не происходит". Их опасения не лишены оснований. В начале 2009 года разработка ряда предложений по реализации политики под названием "Аккредитация местных инноваций" вызвала тревогу среди международных компаний. Это было связано с тем, что ранние их проекты, как представлялось, закрывали дверь для иностранных товаров по всему спектру промышленности высоких технологий через усложненную систему лицензирования, по которой требовалось, чтобы компании зарегистрировали свой IPR в Китае до того, как зарегистрироваться в других местах с тем, чтобы удовлетворить требованиям. В отчете, опубликованном в июне этого года, находящаяся в Вашингтоне Торговая палата США заявила, что направления этой политики "рассматривались многими международными технологическими компаниями в качестве проекта для выполнения технологического воровства в масштабах, которые мир никогда до этого не видал". В то время, как последующие проекты закона были более приемлемыми, иностранцы, также не скрывая, жаловались на то, что им был отрезан доступ к большей части прибыльного правительственного сектора закупок. США и большинство других западных стран подписали соглашение о государственных закупках ВТО (СГЗ), по которому им юридически запрещается создавать препятствия в этой сфере иностранцам. Вместе с тем, Китай его не подписывал. В прошлом году европейская палата заявила, что правительственные тендеры в быстрорастущем секторе ветровой энергетики были сознательно разработаны таким образом, чтобы через включение критерия, который могли выполнить лишь китайские компании, не давать возможности участвовать в них иностранным компаниям. Организация также отметила, что ни один из 25 ценных контрактов, заключенных с компаниями на освоение стимулирующего экономику пакета правительства на сумму в 584 миллиарда долларов, не был предоставлен компании, принадлежащей иностранным владельцам. Атмосфера, как оказалось, не улучшилась. В июле главы двух из крупнейших в Европе компаний застали Пекин врасплох, пожаловавшись непосредственно премьер-министру Вэню Цзябао на то, что к иностранным фирмам было проявлено несправедливо предвзятое отношение. Руководитель BASF Юрген Хамбрехт сказал китайскому лидеру, что его компания была вынуждена с помощью инструкций, с которыми она должна была согласиться для того, чтобы создать определенный тип фирмы, передать технологию Китаю для получения доступа на китайский рынок. "Все это не является идеей партнерства в таком виде, как мы ее представляем", цитировали его СМИ. На той же самой встрече руководитель "Siemens" Петер Лешер пожаловался на внеконкурентное преимущество, предоставленное местным компаниям при распределении контрактов по государственным закупкам. В том же месяце президент "Дженерал Электрик" Джеффри Иммельт вызвал пиар-кризис, когда путем утечки были обнародованы замечания, которые он высказал конфиденциально об ухудшающейся окружающей среде на рынке Китая: "Я действительно обеспокоен положением в Китае... Я не уверен в том, что, в конце концов, они хотят, чтобы кто-либо из нас победил, или чтобы кто-либо из нас добился успеха", процитировала "Файнэншл Таймс" его заявление перед аудиторией высокопоставленных руководителей итальянских компаний в Риме. Торговая палата США в Китае также отметила эти же проблемы. "Среди сектора высоких технологий, промышленности ITC и отраслей промышленности, которые в большой степени зависят от интеллектуальной собственности, существует значительная обеспокоенность по поводу операционной среды в будущем из-за изменений политики регулирования и сужения доступа к рынку", говорит президент организации Кристиан Мерк. "Компании говорят о том, что Китай остается их высшим приоритетом для будущих инвестиций, но, конечно же, такие будущие инвестиции будут зависеть от степени, до которой существует пространство на рынке для функционирования иностранных компаний". Весьма принародное высказывание обид, само собой, вывело из себя руководство Китая, которое в последние дни организовало столь же усиленно распространенную по СМИ демонстрацию умиротворения зарубежных инвесторов. "Китай активно вовлечен в создание более открытой и лучшей инвестиционной окружающей среды для иностранных фирм", заверил международных инвесторов китайский вице-президент Си Джинпинг в своем выступлении на этой неделе. "Мы подправили наше определение "местных инноваций" и подтверждаем, что иностранные фирмы являются частью производственной силы Китая". Де Боиссесон признает, что Пекин мягко стелет, но предостерегает при этом, что ласковые слова руководства не всегда переводятся в букву закона. "Мы хотели бы увидеть конкретные шаги на местах, которые показали бы, что весь Китай объединен вокруг этой политики", говорит он. По его словам, Китай больше не может рассчитывать на то, что приманка в виде доступа к более чем миллиарду потенциальных клиентов будет всегда брать верх над обеспокоенностью зарубежных инвесторов по поводу условий по ведению бизнеса. "Если однажды условия окажутся недопустимыми для европейских компаний, то я полагаю, что они вполне могут изменить свои планы", говорит Де Боиссесон. "Ничто там не является вечным". Ченгченг Джианг "Time", 9 сентября 2010 года Перевод – "Zpress.kg-UVU" |