Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

СМИ: Франция и Британия вслед за США разрешили Украине бить вглубь России
NYT: Байден впервые разрешил Украине бить вглубь России ракетами ATACMS
В Кремле рассказали подробности разговора Путина с Шольцем
Турция разорвала отношения с Израилем
Главная страница » Новости » Просмотр
Версия для печати
Электроника поможет самолету лететь без 80% крыла
31.08.10 09:03 Армия, ВПК, спецслужбы
photos/articles/art_50467.jpg

Компания Rockwell Collins и оборонное агентство DARPA провели ряд летных испытаний беспилотной масштабной модели F/A-18 для оценки новой системы пилотирования при повреждении планера.

В одном из летных испытаний самолет лишался 60% площади правого крыла, 30% правого руля высоты и 30% правого стабилизатора. Несмотря на столь серьезные повреждения, беспилотный самолет остался управляемым и смог приземлиться. Другое летное испытание продемонстрировало способность продолжить полет по фиксированной траектории и благополучно приземлиться после остановки двигателя.

В ходе последнего испытания взрывом оторвало около 80% правого крыла, после чего самолет благополучно приземлился и даже после того как оказался на земле все еще пытался сохранить равновесие.

Уникальная компьютерная система стабилизирует летательный аппарат в течение долей секунды, позволяя ему в автоматическом режиме продолжить выполнение миссии, в данном случае сохранить траекторию и успешно сесть на аэродром. Следующим шагом программы будет интеграция системы в боевой БПЛА.

Система доказала, что она может обнаруживать и мгновенно компенсировать неисправности или повреждения во время полета. Технология спасения самолета при серьезном повреждении или отказе систем станет важнейшим шагом по повышению надежности БПЛА и безопасности эксплуатации автоматических летательных аппаратов в гражданском воздушном пространстве.

Оснащенные такой системой боевые беспилотники станут менее уязвимы для ракетного обстрела, а также смогут передвигаться в сложных условиях, например в городской застройке, пещерах во время ураганного ветра и т.п. Кроме того, компьютерная система мгновенной стабилизации в перспективе позволит беспилотным истребителям вести сверхманевренный воздушный бой с огромной перегрузкой и значительными повреждениями планера, а также создавать уникальные летательные аппараты с изменяемой геометрией фюзеляжа.

Также такие технологии могут применяться и в пилотируемой гражданской авиации, что сделает полеты по-настоящему безопасными и устранит влияние человеческого фактора в критических ситуациях, когда возможности человека не позволяют спасти самолет.

 

nonliquid31.08.10 09:28
Если всё так, как пишут, то беспилотники станут реальной силой на поле боя, а не только как антипапуасное оружие.
Аббе31.08.10 10:46
Смех смехом, а только были интересный разработки. Крыло ПОСТОЯННОГО профиля, только переменного угла относительно фюзеляжа. То есть цельное крыло от левого до правого его конца, но поворачивающееся относительно фюзеляжа. Нужна высокая подъёмная сила и мала скорость - крыло под прямым углом к фюзеляжу. Моноплан времён 1930 годов. Нужна высокая скорость и соответственно меньшее сопротивление лобовое - тоже можно. Правый конец крыла уходит вперёд, а левый - назад. Ножницы в полёте! Естественно человеку такой ***** управлять - тяжко. Но ЭВМ и не такое сможет. Патрлирование - на 300 км/час, а маневрирование при выходе в атаку - уже при 900 - а может и 2000 км/час. Такие БПЛА - крайне интересная перспектива. И очень опасная. Перегрузка в 25 Же для них не проблема, месяц в полёте - тоже.
vktik31.08.10 11:15
Извините, ребята, но это лажа. Если с помощью электроники ещё кое-как можно куда то и лететь, в основном только вниз, то приземлиться будет невозможно.
На мой взгляд это опять разводят или на бабло или на гонку вооружений.
Goratio31.08.10 11:24
дистанционно управляемые системы, имеют очевидный минус - проблемы со связью и кораблю кердык, на сколько автономен аппарат в смысле интеллекта( сможет ли он сам выбрать безопасное место под посадку и сесть без участия оператора, в случае радиоэлектронного противодействия), на сколько надежна связь, какие средства нужно затратить для обрыва связи.
oleg_0631.08.10 11:51
Вот если бы увидеть видео (или хотя бы фото) полета таких почти бескрылых аппаратов... Может нашел кто?
tinka31.08.10 11:55
vktik

Вы видимо забыли. (см. "Буран" + дата тех событий) - это к вопросу об автоматической пасадке или автоматическому спуску. (то есть без пилота и не дистанционно)

oleg_06

а вот и видео конкретно этого самолетика ссылка

они там как раз крылья по процентам отсекали ;-) сел конечно коряво, ну так опытный же образец, "обновят" со временем прошивку ;-)

vetalst31.08.10 12:10
Видео впечатляет... :(
oleg_0631.08.10 12:16
Да, впечатляет. Вот только вопрос: крыло в полете аккуратненько отваливается и падает вниз. В реальной обстановке это будет происходить в результате воздействия ударной волны и/или детонации от взрыва снаряда (ракеты). Возможно ли после такого воздействия стабилизировать самолет? Или все-таки пока рано об это говорить? спецы, откликнитесь. Я в этом ни бум-бум!
Zmey31.08.10 12:23
Кажись, это называется статической неустойчивостью. Вообще все современные самолеты-истребители имеют неустойчивый в полете планер. Даже всякие там Су-27, я уж не говорю об утюге F-117. Все отклонения от нормального положения, не заданные пилотом, парирует ЭВМ. Так что вроде ничего принципиально нового. Новое то, что начали отрывать крылья. Шаг вперед, и серьезный, но не принципиальный.
oleg_0631.08.10 12:27
Насколько я понимаю, в данном случае необходимо как-то (за счет чего-то) компенсировать уменьшение подъемной силы (крыла-то нет почти на 80%). Как?
kimo31.08.10 14:48
> oleg_06
Насколько я понимаю, в данном случае необходимо как-то (за счет чего-то) компенсировать уменьшение подъемной силы (крыла-то нет почти на 80%). Как?
За счет увеличения тяги, никак больше. В пределе самолет может двигаться и вообще без крыльев, как ракета... если мощность движков позволяет.
Правда он при этом будет неуправляем.
oleg_0631.08.10 14:58
kimo
Спасибо! Я где-то так себе и представлял
spv231.08.10 15:48
Модель масштабная или массово-габаритная? Т.е. отношение тяги двигателей к массе и распределение массы такие же? Радиоуправляемые модели тоже могут летать как угодно- там такой избыток тяги на их маленькую массу, что им фиолетово. Работа интересная, но на боевом самолете повреждаются баки, гидравлика, питание... Что-то можно нивелировать дублированием, что-то- нет. Если брать упрощенные беспилотники... Если он слишком маленький, то от него может при попадании вообще ничего не остаться... Если он большой- возникают проблемы, как у больших самолетов. Хотя, думается, какая-то ниша у этой идеи есть- если реализация заключается в установке дополнительных датчиков и модернизации ПО.

Еще момент. Многие БПЛА летают "по точкам". Т.е. оператор напрямую не управляет аппаратом, а задает маршрут и программу действий. А в полете может быть и столкновение с птицей, и повреждение, позволяющее продолжить полет... Вобщем разбалансировка по массе вполне вероятна... Не может не быть систем, которые нивелируют эти проблемы на уровне триммеров хотя бы.
HaxyxoJIb31.08.10 15:50

Смотрел документальный ролик где у американского пилота F15 в результате столкновения в воздухе по корень крыло оторвало и он посадил самолет.

ссылка

Topmo331.08.10 16:03

... после чего самолет благополучно приземлился и даже после того как оказался на земле все еще пытался сохранить равновесие.

Поржал. И как же он это делал?

vktik01.09.10 00:22
tinka31.08.10 11:55

vktik

"Вы видимо забыли. (см. "Буран" + дата тех событий) - это к вопросу об автоматической пасадке или автоматическому спуску. (то есть без пилота и не дистанционно)"

Разве там у Бурана тоже оторвало 80% плоскости? Я ведь писал в связи с управлением электроникой самолётом с оторванным крылом. Разные бальзовые модельки могут справиться с такими трудностями, как потеря 80% крыла. На настоящих самолётах совсем другие усилия и моменты. Для начала можно рассмотреть американский Predator. Максимальный взлётный вес ~1000кг, это означает, что каждая плоскость нагружена подЬёмной силой по 500кг. Теперь отстегните с одной стороны 80% от 500кг. Происходит потеря подЬёмной силы в 400 кг с одной стороны. Целая половина крыла весит ~80кг. Поэтому дисбаланс выглядит примерно так: с повреждённой стороны действует подЬёмная сила в ~100 кг, со стороны целой части крыла - 500-80=420кг. Возникает крутящий момент в 320кг вокруг оси фюзеляжа. Чтобы электроника управляла, ей нужно чем-то управлять на оставшейся плоскости или рулями высоты в режиме "ножницы". Управлять она может элероном, при этом необходимо создать отрицательный момент в 320кг. Мы помним, что наше крыло имеет теперь подЬёмную силу только 600кг. При создании противодействующего вращению момента в 320кг, наша подЬёмная сила уменьшится на эту величину. Тогда останется только 280кг. Самолёт, весящий ~900кг при подЬёмной силе 280 килограмм летает как камень с электронным управлением. Теперь дальше. Чтобы элеронам создать противодействющий момент такой силы, им нужно быть самим по размерам значительно больше, чем они есть в действительности, а это увеличение стоимости конструкции, увеличение веса. Если мы сможем компенсировать крутящий момент, то для дальнейшего полёта нам необходимо увеличить скорость, например с крейсерской 165км/ч до максимальной 217 км/ч. и на этой скорости садиться. Получается вывод: чтобы автоматика смогла решать такие задачи, самолёт должен быть со значительным запасом тяговооружённости и дополнительными органами управления. например дополнительный стабилизатор. Проблема ведь не в электронике, проблема в тяговооружённости и аэродинамике. Именно из этих соображений я и сказал, что это туфта. Здесь нужно, на мой взгляд, другое решение. Решение тяговоружённости, но не только для увеличения скорости, а и для перехода в вертикальный полётный режим снижения с почти нулевой скоростью. Такое решение можно воспроизвести на самолёте СУ-35. Его тяговооружённость позволяет ему делать вертикальный взлёт, а его управляемые сопла - вертикальную посадку. Самолёт при этом разворачивается вертикально. Шасси весят примерно около 3 тонн. Уберите шасси с самолёта вообще и садите самолёт на вертикальную рампу, смонтированную на тягаче. При этом нужно управлять только соплами, никакие повреждения крыльев или стабилизаторов тогда не страшны.

Kotofeich01.09.10 01:30
> HaxyxoJIb


Смотрел документальный ролик где у американского пилота F15 в результате столкновения в воздухе по корень крыло оторвало и он посадил самолет.

ссылка

Во-первых, не у американского пилота, а у еврейского (дело происходило в Израиле). Во-вторых, никаких документальных свидетельств этого не существует, о чем в фильме прямо сказано - есть только показания самих пилотов. В третьих, опять же в фильме рассказывается, что специалисты по аэродинамике из фирмы-изготовителя отказывались этому верить, т.к. на основе результатов моделирования и продувок самолет никак не мог совершить такой "подвиг". Ну и последний немаловажный момент - это не нашло никакого продолжения в дальнейших экспериментах и демонстрационных полетах. Так что скорее всего мы имеем дело с обычным еврейским очковтирательством - видать повредили машину (о-о-чень дорогую, кстати) и надо было как-то отвертеться от трибунала. Вот и придумали историю по всем законам хуцпы

труляля01.09.10 01:45

Моделька размером метр на метр и массой, дай бог, килограмм десять. Конечно на ней можно чё хош вытворять. Ей и крылья-то, по большому счёту, ни к чему.

Мелкий беспилотник потерять не жалко. А на крупном подобные фокусы не пройдут. Баловство...

silversmith01.09.10 13:45
Не знаю как там на Западе, но советские ракеты класса поверхность/воздух - воздух в цель не попадают (не втыкаются). Ракета доставляет боевую часть (БЧ) в район цели (поблизости) и подрывает БЧ. Советская БЧ на таких ракетах _осколочного_ типа, поражающие элементы - небольшие ролики (как в подшипниках) или даже металлическая лента, туго обернутая в несколько слоев вокруг взрывчатки. При подрыве образуется поток поражающих элементов, обычно конической формы; скорость потока... значительная, плотность потока в определенном радиусе от точки подрыва... достаточная. Когда цель встречается с потоком в пределах этого радиуса, все небронированные конструкционные элементы цели превращаются в некое подобие друшлага (ковшик с дырками), форма дырок зависит от типа поражающих элементов.
Так что, для танков зенитные ракеты, в общем, не очень опасны, но танки, к сожалению, не летают, а что касается того, что летает, то с wikipedia (для F/A-18):
"Отсек кабины летчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. ... Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные емкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом.... Самолет изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6%), используются высокопрочные стали (16,7%), титановые сплавы (12,9%), композиционные материалы (9,9%) и другие материалы (10,9%). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки - слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного ссылка . Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика."
С точки зрения поражения в реактивных самолетах особый интерес представляют крылья, они же баки с керосином, реактивные двигатели и особенно их воздухозаборники - туда достаточно попасть одной металлической гаечкой, чтобы самолет как минимум потерял боеспособность. В ракетах на жидком топливе, прежде всего, поражаются топливные баки, которые составляют основную часть ракеты; с твердотопливными ракетами сложнее, ну в общем, и эта проблема тоже давно решена.
В свое время в Афганистане Су-25, он же Грач, бывало, возвращался в состоянии решета и даже без части хвоста. Но это - бронированный штурмовик (дозвуковой), соответственным образом спроектированный - с той же wikipedia:
"Двигатель выдерживает прямое попадание 23-мм снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях. ... Кабина пилота выполняется сварной из авиационной ссылка АБВТ-20. Толщины бронеплит составляют от 10 до 24 мм. Лобовое ссылка обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 65 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной 6 мм ссылка . Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм. ... В Афганистане в среднем на каждый сбитый Су-25 приходилось по 80-90 боевых повреждений, были описаны случаи, когда на базу возвращались самолёты со 150 пробоинами"
Судя по тому, что бортовая электроника в статье wikipedia о Су-25 не упоминается, на этом самолете она не является существенным, тем более жизненно-важным элементом (шутка).
А так, эксперименты Rockwell и DARPA, конечно же, очень интересные.
В качестве посткриптума - байка. В 50-е годы на советско-китайской границы были значительные районы, где было сложно организовать прикрытие реактивными истребителями-перехватчиками из-за отсутствия аэродромов с достаточной длиной ВПП. В качестве быстрого решения этой проблемы был разработан катапультный старт реактивного самолета. На очередных испытаниях (чуть ли не на приемочных) присутствовал министр обороны маршал СССР Г.К.Жуков. После успешного старта самолета Г.К. поинтересовался у довольных успехом разработчиков катапульты: "А садиться истребитель тоже вертикально будет?". Тему закрыли.
Мамонт01.09.10 17:18
Грач в Афгане - было дело - садился именно без половины крыла, на огрызке. Чтобы минимизировать крутящий момент, шел с разворотом оси корпуса относительно траектории полета, чуть ли не боком. И таки сел. Живучесть у него описана выше Серебряным Смитом, а когда летчику хоцца жить - он и из обрубка крыла может выжать нужное аэродинамическое качество. Используя при этом все что возможно, ведь даже на самый хитрый член всегда найдется попа с винтом. Мы с коллегой как-то выехали в свежеотремонтированном авто на природу, забыв присобачить на место дворники. И как на грех ливень, лобовик заливает, не видно ни хрена. Смекнули, что на крыше имеется автобагажник. Я взял тряпку, влез туда и работал дворником, а он рулил. Доехали нормально. Заодно помылся.

Что касается еврейской посадки Ф-15 совсем без крыла - как специалист сильно сомневаюсь. Кадры - явная ретушь, крыло отчикали примитивным монтажом, потому что в таком виде самолет если и может лететь - то КОСО, носом вправо и растопырив все что можно, вплоть до высунутой из кабины руки летчика (шутка). Если серьезно, то не хватит Фке тяговооруженности для создания достаточной подъемной силы, как ни пытайся парировать крен суммарно рысканьем носа, оставшейся механизацией второго крыла и оперением. Хотя бы кусок плоскости надо чтобы оставался. Или корневой наплыв чтоб был сильно развитый, как у Федора 22-го или "нашего ответа Чемберлену" (ФАК ПА...).
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» РФ намерена инвестировать в строительство еще одной железной дороги в Иране
» СМИ: Франция и Британия вслед за США разрешили Украине бить вглубь России
» Абхазская оппозиция намерена формировать временный кабмин, если президент не подаст в отставку
» Грузинская оппозиция вышла на протест против итогов парламентских выборов
» NYT: Байден впервые разрешил Украине бить вглубь России ракетами ATACMS
» МАГАТЭ: на Украине на полную мощность работают только два реактора АЭС
» США смогут поставить подводные лодки Австралии, заявил Остин
» Япония разрабатывает ударные гиперзвуковые ракеты под видом ПРО — Пхеньян

 Репортаживсе статьи rss

» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года
» Главный американский поставщик БПЛА для Украины столкнулся с блокировкой поставок из-за санкций
» Рассекречен архив о легендарном советском разведчике Кузнецове

 Комментариивсе статьи rss

» Новое оружие Пентагона. В чем риски использования роботов-пулеметов
» Призраки прошлого: в Литве продолжают бороться с коммунизмом
» Китай разоблачает кибероперации США под ложным флагом
» Сергей Глазьев представил стратегию ускорения роста ВВП до 8% в год
» Что известно о планах переподчинить ФРС президенту США
» На авиасалоне AirShow China 2024 хозяева доминируют
» Триумф Су-57, ЗРК «Витязь» и Ка-52Э в Чжухае: на что рассчитывать заказчикам?
» Кто и зачем вернул Дональда Трампа

 Аналитикавсе статьи rss

» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"