Специалисты северодвинского Центра судоремонта "Звездочка" приступили к утилизации уникальной атомной подводной лодки К-222 ("Анчар"), прозванной "Золотая рыбка". "Работы ведутся в рамках гособоронзаказа. Операция по утилизации АПЛ уникальна, как и сама лодка, так как резка идет без выгрузки топлива", - сообщил "Интерфаксу" источник в администрации Северодвинска. Он подчеркнул, что "при организации работ учитываются все необходимые меры безопасности". Собеседник агентства при этом не стал объяснять причины, по которым было принято решение утилизировать АПЛ до решения Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о результатах тендера по выбору международного консультанта по проекту выгрузки отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из реакторов АПЛ. Ранее в ЕБРР "Интерфаксу" сообщили, что заказчиком этого проекта является Федеральный центр по ядерной и радиационной безопасности. Финансирование проекта осуществляется из фонда экологической поддержки "Северное измерение". Сам же контракт касается двух проектов - выгрузки ОЯТ из единственной российской титановой подлодки и утилизации плавтехбазы "Лепсе", базирующейся в Мурманске. Первая титановая атомная подводная лодка К-222 находится у причала Центра судоремонта "Звездочка". По оценке специалистов, это опытная высокоскоростная АПЛ - уникальная субмарина, до сих пор не имеющая аналогов в мировом кораблестроении. В 1989 году подлодка была исключена из состава ВМФ, в 1999 году отбуксирована для утилизации на "Севмаш". Однако уникальность проекта не позволила применить традиционные технологии разделки субмарин. На протяжении почти десяти лет гражданский экипаж предприятия обеспечивал живучесть корабля, а затем выполнил перевод субмарины в ЦС "Звездочка". АПЛ К-222 была заложена 28 декабря 1963 года в Северодвинске и принята в эксплуатацию 31 декабря 1969 года. В 1971 году на ней была установлена скорость в 44,7 узла, что и до настоящего времени является абсолютным мировым рекордом для подводных лодок. Носовая часть подводной лодки его состоит из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Расположены они друг над другом так, что в сечении представляют "восьмерку". Верхний цилиндр - первый отсек, а нижний - второй. Начиная с четвертого отсека, к которому примыкает восьмерка, уже идет корпус цилиндрической формы диаметром 9 м. Всего отсеков - девять. Первоначально предполагалось, что после постройки головной субмарины последует закладка еще 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались. Это объясняется значительными технологическими трудностями, длительностью строительства столь уникального корабля. Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность, а также ряд тактических недостатков ракетного оружия. К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта. |