Пограничные конфликты Узбекистана с соседними странами уже в течение ряда лет являются привычным явлением. Но в последние месяцы они стали все чаще становиться публичными. И если раньше в узбекских средствах массовой информации об этом было не принято сообщать, то теперь не только независимые, но и государственные СМИ подняли эту проблему. И хотя в качестве причин называются чаще всего бытовые споры - как, например, перебежавший через границу скот - но глубинные причины конфликтов кроются в другой плоскости. Виной всему, считают эксперты, советское наследие и неэффективная экономическая политика. От мая до января - столкновение за столкновением Последний крупный приграничный конфликт между Узбекистаном и Киргизией произошел в 17 января этого года. Тогда, по сообщениям информационных агентств, возникла спорная ситуация между пограничниками двух стран в районе населенного пункта Чек, переросшая в перестрелку. В текущем году Узбекистан впервые стал достаточно оперативно реагировать в своих СМИ на подобные инциденты, чего не случалось ранее. По мнению специалистов, это косвенно указывает на то, что приграничные проблемы действительно стали "головной болью" официального Ташкента. Ранее конфликт, который произошел в мае 2009 года, когда вооруженная группа в узбекском городе Ханобад (бывшее его название – Саидабад), расположенном на узбекско-киргизской границе между киргизскими городами Ош и Джелал-Абад, послужил формальным поводом к одностороннему, с узбекской стороны, укреплению границы, включившим в себя рытье рвов и установку различных заграждений. Советское наследие и неэффективная экономическая политика Границы в Центральной Азии изначально, еще при установлении в этом регионе Советской власти были "нарезаны" таким образом, говорят специалисты, который предполагал подобные конфликты при обретении центральноазиатскими республиками независимости. Некоторые эксперты даже полагают, что коммунисты это сделали намеренно. Поэтому и получилось так, что столицы всех стран регионов находятся в приграничных областях, на территориях стран много анклавов, спорных территорий и даже областей и городов, а коммуникации проложены так, что автономно ни одно из государств воспользоваться ими не может и работают они бесперебойно только при наличии одного управляющего ими центра. Но помимо "неудобного" советского наследия важен фактор нынешней региональной политики, которую проводят отдельные страны. По мнению узбекского политолога Ташпулата Юлдашева, региональную политику Ташкента проще оценить на примере узбекско-киргизских отношений: "С февраля 1999 года террористические акции в Узбекистане правящий режим объясняет происками внешних врагов, в том числе международных экстремистских организаций, адепты которых якобы проникают с территории Киргизии и Таджикистана", - говорит политолог. - За 10 лет по обвинению в экстремизме и терроризме осуждены на длительные сроки заключения порядка 20 тысяч граждан Узбекистана, порядка 10 тысяч из которых до настоящего времени находятся в тюрьмах. После расстрела правительственными войсками мирной демонстрации в Андижане 13 мая 2005 года узбекские власти обвинили Бишкек в том, что "он развел на своей территории базы для подготовки боевиков-"акромистов". Еще одной важной причиной приграничных конфликтов политолог считает изоляционную политику Узбекистана, что вызвано неспособностью страны конкурировать на равных с любым партнером. По мнению Юлдашева, помимо продукции сельского хозяйства, цветных и драгоценных металлов, минералов, легковых автомобилей и ограниченного перечня товаров легкой промышленности и удобрений Узбекистану продавать на внешних рынках нечего, а доля сырья в экспорте доходит до 80 процентов. "У Ташкента нет альтернатив изоляционистской политике" "Узбекский сум - самая слабая валюта в регионе. Предвидя крушение всей экономической системы страны в конкурентной борьбе, президент страны Ислам Каримов проводит курс на выдавливание соседей из внутреннего рынка. В Узбекистане таможенные тарифы доходят до 120 процентов от стоимости импорта... Фискальные сборы составляют львиную долю дохода государственного бюджета. На их снижение власть не пойдет ввиду отсутствия альтернативы", - замечает политолог. Другие эксперты соглашаются с тем, что многие конфликты на границах спровоцированы в том числе и тем, что граждане Узбекистана имеют доход гораздо ниже того, что имеют их соседи. При этом цены на товары остаются на уровне цен в соседних государствах или даже выше. Спасавшая многих приграничная торговля теперь фактически ликвидирована, а узбекистанцев просто вынудили пользоваться сетями государственных магазинов. С целью ограничения импорта с 1 июня 2009 г. действует постановление правительства, которое предписывает сокращение нормы беспошлинного ввоза потребительских товаров из сопредельных государств с 25 долларов до 10 долларов на человека. |