Международный Валютный Фонд (МВФ) будет продолжать содействовать укреплению нарождающегося глобального экономического подъема и построению более прочной мировой экономики после кризиса, вырабатывая рекомендации по вопросам экономической политики и способствуя достижению целей реформ, поставленных в четырех Стамбульских решениях, касающихся мандата Фонда, его роли в финансировании, надзора на многосторонней основе и управления. Изложенная ниже программа работы, обсуждавшаяся Исполнительным советом Фонда, направлена на достижение этих целей.
"Несмотря на то что Фонд смог отреагировать на кризис принятием ряда новаторских мер, официальный мандат Фонда, возможно, не в полной мере отражает то, что ожидается сегодня от действенного блюстителя глобальной макроэкономической и финансовой стабильности", — сказал Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан, обращаясь к членам Исполнительного совета в ходе обсуждения Программы работы "Эта программа работы масштабна, выполнима и, в любом случае, необходима. Способность Фонда решать поставленные перед ним сложные задачи имеет решающее значение для его способности помогать странам в преодолении кризиса, и мы не должны замедлять набранные темпы".
Государства-члены МВФ выразили намерение продолжать политику поддержки экономики своих стран до тех пор, пока подъем не станет на более прочную основу, и сотрудничать в вопросах информирования о своих стратегиях "выхода" и в реализации этих стратегий. В целях содействия достижению этой цели государствами-членами МВФ в настоящее время проводит тщательный анализ стратегий "выхода", в том числе сворачивания аккомодационных мер в области налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, а также политики в отношении финансового сектора. Эта работа потребует учета практических соображений, сопряженных с решением непростых задач и нахождением компромиссов, в период, когда страны завершают свои антикризисные программы, переориентируют свои традиционные модели развития и модифицируют основы своей политики в целях содействия достижению макроэкономической и финансовой стабильности.
При пересмотре своего мандата МВФ сформулирует в общих чертах, что ожидается от Фонда в сегодняшнем мире, в том числе в отношении надзора, кредитования и функционирования международной валютной системы. В ходе этого пересмотра будет дана оценка надлежащего объема ресурсов МВФ и его распределения между квотами и заемными ресурсами. Будет рассмотрена также роль Фонда в финансировании, а также вопрос о дальнейшем развитии инструментов МВФ как убедительной альтернативы самострахованию и накоплению чрезмерного объема резервов. В ходе этого обсуждения будут оценены возможности опоры на такие ресурсы, как гибкая кредитная линия и превентивные договоренности с высоким уровнем доступа, как на средство предоставления странам более эффективной помощи в противодействии изменчивости финансовых потоков при сохранении достаточно надежных механизмов защиты. Кроме того, Исполнительный совет рассмотрит причины нестабильности в международной валютной системе и возможности диверсификации запаса резервных активов. Этот анализ позволит также по-новому взглянуть на методы осуществления экономического надзора.
Фонду поручено оказать содействие в претворении в жизнь принятой Группой 20-ти "Основы уверенного, устойчивого и сбалансированного роста", что открывает возможности для существенного повышения действенности надзора за экономикой наиболее системно значимых государств-членов Фонда. Исполнительный совет обсудит эту основу и процедуры, определяющие роль МВФ во взаимных оценках Группы 20-ти. МВФ будет и впредь анализировать глобальные тематические вопросы, включая политику стран, финансовый сектор которых относительно велик в сравнении с размером их экономики, а также ход преодоления кризиса в странах с формирующимся рынком.
Международный валютно-финансовый комитет призвал Исполнительный совет обеспечить выполнение поставленной задачи по проведению реформы к январю 2011 года, с тем чтобы увеличить долю квот динамичных стран с формирующимся рынком и развивающихся стран как минимум на 5 процентов за счет перераспределения квот от стран с чрезмерным представительством в пользу стран с недостаточным представительством, приняв за основу действующую формулу расчета, и при этом не допустить сокращения доли голосов беднейших стран.
Кроме того, МВФ будет и далее заниматься вопросами реформы управления, включая формирование открытого и прозрачного порядка отбора руководства МВФ. Дуайен Исполнительного совета организовал и возглавил соответствующую рабочую группу исполнительных директоров.
МВФ предпринимает шаги по реализации новой модели дохода в полном объеме, включая продажу золота, и по привлечению ресурсов на цели кредитования и субсидирования, необходимых для содействия согласованному удвоению объема имеющихся у МВФ льготных кредитных ресурсов.
Кроме того, принимая во внимание потребности своих наиболее уязвимых государств-членов в период после кризиса, МВФ проанализирует, какие посткризисные меры политики в некоторых странах с низкими доходами, возможно, нуждаются в адаптации в целях сохранения устойчивости долговой ситуации и, в то же время, содействия росту экономики и управлению процессом макроэкономической и финансовой стабилизации. "Эта программа работы не менее масштабна и сложна, чем та, которую мы только что завершили, но я уверен, что мы способны успешно справиться с этой задачей", — сказал г-н Стросс-Кан. |