С 9 ноября этого года в Женеве за закрытыми дверями Москва и Вашингтон участвуют в переговорном марафоне, цель которого - заключение нового соглашения о сокращении ядерных вооружений, сообщает Le Temps.
На первый взгляд может показаться, что речь идет только о графике сокращения арсеналов. Однако для России, считает директор Центра Россия-СНГ при Французском институте международных отношений Тома Гомар, эти переговоры носят чрезвычайно важный характер: "Переговоры о ядерном оружии - самые главные для России. Они дают ей возможность и дальше присутствовать на международной арене, тогда как в 1990-е годы ее игнорировали", - цитирует издание слова эксперта.
Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер полагает, что устаревание российских атомных подлодок и межконтинентальных ракет вскоре приведет к резкому сокращению стратегических вооружений России. На этом фоне переговорный процесс позволяет России сохранить статус ядерной сверхдержавы и быть на равных с США.
Европейские эксперты, в свою очередь, убеждены, что Москва отныне придает большее значение региональному сдерживанию, поэтому не так заинтересована в сохранении огромного ядерного арсенала.
Для американцев соглашение по СНВ - способ обеспечить стратегическую стабильность. Тома Гомар считает, что Вашингтон таким образом пытается заручиться поддержкой Москвы в афганском и иранском вопросах. Еще один аргумент в пользу сокращения СНВ для американцев - высокие расходы на содержание ядерных арсеналов.
Так как срок действия предыдущего соглашения по СНВ истекает 5 декабря, время поджимает, продолжает издание. Детали соглашения обсуждают четыре рабочих группы. По словам одного из участников, на заседаниях царит "хорошая рабочая обстановка", ставшая еще лучше после отказа Вашингтона от проекта ПРО в Восточной Европе и расширения НАТО на восток.
Хотя делегации достигли понимания по основным моментам соглашения, некоторые головоломки все еще вызывают разногласия, отмечает корреспондент Стефан Бюссар. Дело в том, что ядерные арсеналы двух стран сильно различаются по структуре. В отличие от России, у США нет мобильных ракет, зато есть усовершенствованные подлодки и бомбардировщики, оснащенные ядерными боеголовками. В то же время США превратили бомбардировщики B-1 и подлодки Trident в обычные вооружения, сняв боеголовки, которые в любой момент можно вернуть обратно. Еще одно препятствие - ядерная инфраструктура двух стран. Если в России всего несколько объектов, где производится и хранится ядерное оружие, и инспектировать их очень просто, то в США таковых около тридцати и они рассеяны по всей стране. Кроме того, Россия опасается возникновения каких-либо новых модификаций противоракетного щита, отсюда - желание установить взаимозависимость наступательных и оборонительных стратегических вооружений.
Россия также продолжает использовать на переговорах аргумент о гарантиях Белоруссии, Украине и Казахстану, где с советских времен сохранились значительные арсеналы ядерного оружия, которые они обязались уничтожить в обмен на обеспечение безопасности со стороны России.
По наиболее оптимистическим прогнозам, новое соглашение может быть заключено в требуемые сроки. Если этого не случится, избежать юридического вакуума позволит переходное соглашение. Еще один вариант - внесение поправок в договор по СНВ или его продление еще на пять лет. По мнению специалиста женевского Центра политики безопасности Густава Линдстрома, такая задержка может быть очень опасна. "Новое соглашение еще должно быть ратифицировано американским Сенатом и российской Думой. Уже сейчас можно сказать, что они сделают это не раньше мая 2010 года, когда состоится конференция по пересмотру Соглашения о нераспространении ядерного оружия", - сказал он. Отсутствие гарантий по вопросу СНВ со стороны американцев и русских может привести к тому, что неядерные государства потребуют более масштабных сокращений ядерных арсеналов, полагает эксперт.