Еврокомиссия в среду выступила против идеи создания картеля производителей газа по модели ОПЕК, после того, как крупнейшие производители газа Россия, Иран и Катар сообщили о прогрессе в укреплении сотрудничества, информирует Reuters. Еврокомиссия заявила, что об этом картеле не было объявлено, и она будет ожидать оповещения о любых действиях по заключениЮ подобного соглашения, которое может заставить ЕС пересмотреть его энергетическую политику. "Комиссия в принципе против картелей для торговли продукцией, и углеводороды здесь не исключение. Мы считаем, что лучшие условия для продажи продуктов, таких как газ, - это свободный и прозрачный рынок", - сказал представитель Еврокомиссии Ферран Тарраделлас. Газпром сообщил сегодня, 22 октября, что решил вместе с Ираном и Катаром сформировать "большую газовую тройку", которая должна стать постоянным органом, проводящим регулярные совещания. Министр нефтяной промышленности Ирана Голямхоссейн Нозари сказал, что было достигнуто соглашение о создании "газовой ОПЕК". Тарраделлас сказал, что у Еврокомиссии нет цели сотрудничать с производителями газа в области исследований и разработок. Он отказался ответить, как создание газового картеля может повлиять на энергетическую политику ЕС, находящуюся в зачаточном состоянии. В время газовой конференции в Париже, руководители крупнейших европейских газораспределительных компаний GDF Suez и E.ON Ruhrgas преуменьшили значения подобной перспективы и заявили, что это может быть полезно. "У нас есть ощущение, что проект форума - это не обязательно картель (если бы это было так, мы бы осудили его), но что это место для диалога, и мы могли бы одобрить его", - сказал Жерар Местралле, глава GDF Suez. Председатель E.ON Rurhgas Бернар Рейтерсберг сказал, что его "на самом деле" не волнуют планы Ирана, России и Катара создать газовую группу, так как его компания защищена долговременными контрактами на поставку газа. "У нас есть долгосрочные контракты с большинством этих компаний, особенно с Россией", - сказал он на конференции. Анатолий Дмитриевский: Против газовой ОПЕК выступают те, кто не понимает ее специфики
Комментирует академик Анатолий Дмитриевский, директор Института нефти и газа РАН: Сегодня в Москве проходит Международная энергетическая неделя. Прибыли генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Аль-Бадри, руководитель Международного энергетического агентства Нобуо Танака. Сейчас как раз завершилось очередное заседание. (Анатолий Дмитриевский вел заседание – прим. K2Kapital). И сегодня же обсуждается в Тегеране вопрос о создании международной организации стран-экспортеров газа. То, что собрались вместе крупнейшие газодобывающие страны и ведут переговоры о совместной работе, безусловно, позитивно. Однако необходимо понимать, что работа газового картеля по типу ОПЕК не будет эффективной. Регулировать цену на газ можно только в отношении сжиженного природного газа (СПГ). Вместе с тем, основной газ поступает по трубопроводам. На мой взгляд, главная задача при создании международной газовой организации должна состоять в том, чтобы производители и потребители газа начали работать совместно. В свое время, когда в сентябре 1960 года на конференции в Багдаде была учреждена ОПЕК в качестве постоянно действующей негосударственной организации, инициаторы ее создания в основном были недовольны складывающейся конъюнктурой мировых цен на нефть. Многие десятилетия цена за баррель составляла от $2 до $4-х. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. Сейчас она объединяет 13 стран. Основной целью организации была провозглашена координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран ее участников, поддержания стабильных цен на нефть. Вслед за ней возникает и организации потребителей нефти - Международное энергетическое агентство, учрежденное как автономный международный орган в рамках Организации экономического сотрудничества и развития. Эта организация насчитывает сегодня 26 стран-участниц. Основная заявочная цель организации - содействие международному сотрудничеству в сферах совершенствования мировой структуры спроса и предложения энергоресурсов и энергетических услуг. В реальности она отстаивает интересы стран-импортеров энергоресурсов. Теперь важно создать гармоничный рынок газа, который бы кардинально отличался от политически конъюнктурного рынка нефти. Газовый аналог ОПЕК необходим в том смысле, чтобы стимулировать развитие газовой отрасли, способствовать созданию инфраструктуры, производственных мощностей по выпуску СПГ. Возможно, что вслед за учреждением такой организации будет образована и некая международная организация, отстаивающая интересы потребителей газа. Таким образом, по моему мнению, все эти шаги способствовали бы гармонизации рынка. Негативная реакция на создание газового картеля может исходить лишь от тех политиков Запада, которые не понимают проблему и не знают особенностей функционирования этого рынка. США просто заявляют, что они против картельных объединений. Напротив, с точки зрения мирового энергетического рынка было бы весьма полезно, чтобы объединенные страны координировали свои действия. Газ является очень конкурентноспособным товаром по сравнению с другими энергоносителями к тому же и экологически чистым. Евросоюз сделал много ошибок в газовой сфере. В качестве примера можно привести Газовую директиву ЕС от августа 1998 года, в которой указывалось, что долгосрочные контракты на поставку газа не перспективны. Был сделан акцент в пользу спотовых сделок. Сейчас из общего объема газа поставляемого в Европу 2/3 приходится на Газпром. И как эта директива выглядит с точки зрения энергобезопасности Европы?! Потребовались довольно длительные дискуссии. Только в 2003 году последовала другая директива ЕС, признавшая право на долгосрочные контракты. Для России создание газового картеля не может принести каких-либо неприятных ограничений или обременений. Такова специфика этого продукта. |