Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) отказал членам инициативной группы в возбуждении уголовного дела по факту торговли человеческими органами в Косово в 1998-1999 годах. Такой шаг Гаага аргументировала более чем странно: достаточных доказательств преступлений против человечности в регионе у правосудия нет, а искать их попросту некому – штат следователей МТБЮ ограничен.
Тем не менее, родственники предполагаемых жертв не собираются сдаваться: в Косово, Сербии и Республике Сербской объявлен сбор добровольных пожертвований на оплату услуг частных детективов, которым предстоит проверить сообщения о геноциде со стороны боевиков террористической организации UCK.
Восьмидесятилетний житель Призрена Славко Орановац со слезами на глазах демонстрирует фотографии своих сыновей – Машо и Драгана. В сентябре 1998-го люди в камуфляжной форме с нашивками Армии Освобождения Косово (UCK), угрожая автоматами, увели их в неизвестном направлении. С тех пор братьев никто не видел. Поговаривали, впрочем, что Машо содержался в одном из пересылочных лагерей неподалеку населенного пункта Клечка, а Драгана расстреляли якобы «при попытке к бегству». Ходили и более шокирующие слухи: один из местных сербов, которому все-таки удалось бежать, рассказал, что лично видел, как Драгану сделали какую-то инъекцию, после чего отправили в подпольный хирургический кабинет. После того, как эта информация дошла до жены Славко, ее разбил инсульт.
Семья Орановацей не одинока в своей трагедии. В течение нескольких лет боевики UCK терроризировали славянское и цыганское население сербского Косово, грабя дома, убивая людей и захватывая заложников. Только по предварительным данным, в ходе вылазок террористов были похищены более двух тысяч человек – в основном, здоровых молодых людей и девушек. Их судьба неизвестна до сих пор.
Робкую попытку пролить свет на трагические косовские события предприняла бывший обвинитель МТБЮ Карла дель Понте. В своей книге «Охота: я и военные преступники» она указала на существование в албанских концлагерях медицинских лабораторий, в которых узники умерщвлялись, а их внутренние органы через Тирану доставлялись богатым клиентам в Западную Европу и США. Впрочем, прямых доказательств дель Понте представить так и не смогла, а руководство Евросоюза, которое, как известно, поддержало независимость Косово, поспешило отправить ее послом в Аргентину. Уже третий месяц «Железная Карла» не возвращается к этой теме.
А вот родственники пропавших без вести людей решили проверить информацию дель Понте. Для этого они создали специальную инициативную группу (СИГ), которая занимается сбором документов и свидетельств относительно деятельности руководства UCK, возглавившего ныне сепаратистское правительство Косово. «Недавно мы обратились за помощью в Гаагский трибунал. Ведь именно его судьи оправдали нескольких албанских боевиков, а подавляющему большинству «полевых командиров» были назначены минимальные сроки заключения, — говорит заместитель руководителя СИГ Велислав Иванович. – Но в МТБЮ к нашей затее отнеслись, мягко говоря, скептически».
Позиция Гаагского трибунала поражает если не своим цинизмом, то уж, по меньшей мере, равнодушием. Дескать, проверить подлинность информации в настоящее время не представляется возможным по двум причинам. Первая – слишком уж противоречивые данные приводит дель Понте в своей книге: они похожи, скорее, на досужие домыслы сомнительных свидетелей. Вторая – для осуществления полной инспекции в местах так называемых «концлагерей» необходимы время и свободные от «основной работы» следователи. Ни того, ни другого у Гааги якобы нет.
На западную Фемиду не подействовали даже просьбы президента Сербии Бориса Тадича и бывшего премьер-министра страны Воислава Коштуницы допросить экс-лидеров UCK Хашима Тачи и Рамуша Харадинаи на предмет скандала с продажей человеческих органов. Похоже, Гаага попросту не хочет связываться с людьми, сменившими камуфляжную форму на дорогие костюмы политиков. Так, например, Тачи в качестве главы кабмина сепаратистского Косово получил от Брюсселя и Вашингтона гарантии своей неприкосновенности, а местонахождение Харадинаи, оправданного тем же Трибуналом, вообще неизвестно. «Полевые командиры» рангом пониже – Идриз Баляи и Лахи Брахимаи отказываются от дачи показаний, ссылаясь на то, что уже отбывают – пусть и небольшие сроки – за совершенные ими деяния в ходе косовского конфликта. В этой связи прокуроры разводят руками, а главный обвинитель МТБЮ Серж Браммертц отказывается комментировать сложившуюся ситуацию.
Как стало известно накануне, родственники похищенных, уже представляющие мощное общественное движение, обратились ко всем неравнодушным с просьбой оказать посильную помощь в сборе средств на оплату услуг лучших мировых частных детективов, или, как их еще называют – «независимых следователей». По некоторым данным на призыв уже откликнулись соотечественники в Сербии и Республике Сербской. Каким образом будет проходить независимое расследование, пока не сообщается. Предполагается лишь, что к нему могут подключиться представители и других неправительственных организаций из Белграда и Баня-Луки. «Главная цель – установить истину и дать ответ на вопрос: имели ли на самом деле место факты изъятия и продажи органов», — утверждает Иванович.
На помощь МТБЮ или Международного суда сербы не рассчитывают — Гаага ведет себя как страус, прячущий голову в песок при любых сложностях. Такая позиция, возможно, вызвана тем, что мандат Трибунала истекает уже меньше, чем через полтора года – у судей и прокуроров и так достаточно «хлопот», чтобы заниматься проблемами престарелого Славко Орановаца и иже с ним.
Захарий Копыстецкий
|