На ближайшее будущее можете забыть о том, что такое повышение ставки, и не вспоминайте, даже если мы будем на него намекать. К этому сводится выступление Председателя Федрезерва США Бена Бернанке в Конгрессе, посвященное проблемам экономики и монетарной политики. Его слова, точнее не сказанные им слова, привели к тому, что многие на рынке перестали надеяться на какое бы то ни было повышение ставки в этом году. В частности, Бернанке заявил о том, что риски роста инфляции и охлаждения экономики сбалансированы, если можно так выразиться. Они не настолько сбалансированы, чтобы позволить политикам спокойно спать по ночам, и уж тем более не настолько сбалансированы, чтобы обеспечить оптимальные условия для принятия решений по монетарной политике. Последние выступления и комментарии официальных лиц ФРС уверили многих трейдеров и инвесторов в том, что основная ставка Центробанка, которая сейчас составляет 2%, может быть повышена до 2.75% уже к концу года. В заявлении, опубликованном сразу после объявления по ставкам (напомним, что это было всего три недели назад), инфляции придавалось большое значение. "Несмотря на сохранение рисков охлаждения экономики, они не столь велики, как риски роста инфляции и инфляционных ожиданий", - говорилось в заявлении ФРС от 25 июня. Месяц назад, судя по фьючерсам на процентную ставку, инвесторы рассчитывали на то, что после заседаний в сентябре, октябре, или декабре ставка по федеральным фондам уже не будет составлять 2%. Позавчера эти же фьючерсы показали, что на изменения монетарной политики уже никто не надеется.
Ожидания
Ожидания неожиданного разворота в монетарной политике США никогда не имели смысла. Да, ставка по федеральным фондам слишком занижена по сравнению с уровнями инфляции, с этим трудно не согласиться. Однако ФРС понизил ее вовсе не с тем, чтобы сдержать ценовое давление. Как правило, центральные банки идут на послабляющие меры, потому что финансовая система дает сбой, а экономика трещит по швам. Возможно, руководство ФРС сожалеет о том, что гениальная идея с экстренными мерами кредитования для банков и первичных дилеров, в рамках которых кредиты предоставляются непосредственно тем, кто в них нуждается, не пришла им в голову раньше, до того, как они опустили свою ставку ниже приемлемых уровней - в прошлый подобные действия привели к формированию пузыря на рынке недвижимости. А сейчас уже слишком поздно (или слишком рано) нормализовывать ставку. Экономика и финансовая система находятся в крайне уязвимом состоянии. Кризис субстандартного кредитования, который некогда находился "под контролем" (это формулировка ФРС), сегодня просочился во все сферы экономики. На прошедших выходных правительству пришлось думать о немыслимом - о крахе Fannie Mae и Freddie Mac, двух спонсируемых государством ипотечных кредиторов, которым принадлежат ипотечные займы на сумму 5.2 трлн. долларов (из 12 трлн.). Таким образом, Казначейство и ФРС предложило им дополнительную ликвидность через дисконтное окно ФРС и расширенную кредитную линию Казначейства. Секретарь Казначейства Генри Полсон также попросил Конгресс одобрить положение, которое позволит правительству покупать акции этих двух компаний. Вся надежда на то, что само существование такой поддержки отменит необходимость в ее использовании.
Кредитный кризис
Если оставить в стороне два крупнейших ипотечных агентства, то можно сделать однозначный вывод: кредиты становятся дороже и получить их сложнее. Стоимость активов коммерческих банков в годовом соотношении упала на 5.8% за три месяца до июня. Это второе по величине снижение за 60-летнюю историю ведения статистики. В выступлении Бернанке каждый нашел для себя что-нибудь интересное. Конгрессу он представил стандартный отчет о состоянии экономики США: рынок жилья падает, уровень занятости падает, корпоративные расходы сокращаются, потребительские расходы "пока держатся, лучше, чем предполагалось", экспорт высокий, инфляция тоже. Он провел сенаторов по высшим и низшим точкам этого года, от чудесного спасения Bear Stearns в марте, до экстренных мер Казначейства и ФРС, направленных на спасение Fannie Mae и Freddie Mac на этих выходных. Он кратко перечислил новее страндарты для всех ипотечных кредиторов, призванные предотвратить недобросовестные практики.
Колонка A, колонка B
Инвесторы, в свою очередь, спешат пропустить рассуждения главы ЦБ насчет экономики и обращают внимание на все, что имеет отношение к монетарной политике. Для них г-н Бернанке мог бы свести свою речь буквально к следующему: Колонка А "Риски замедления роста экономики"
| Колонка В "Риски роста инфляции"
| -Высокие цены на энергоносители -Ужесточение кредитных условий -Кризис на финансовых рынках -Убытки банков -Падение рынка недвижимости -Прочие проблемы | -Высокие цены на энергоносители -Рост инфляционных ожиданий -Высокие показатели инфляции -Слабый доллар |
"Высокие цены на энергоносители" можно вычесть, поскольку они появляются в обеих колонках (Двойная проводка или удвоенный риск?) Прочие проблемы здесь так, для смеха, отголоски стиля, свойственного предшественнику Бернанке. Таким образом, засчитав риски из двух колонок становится ясно, что они… сбалансированы. И ужасны.
Каролина Баум По материалам агентства Bloomberg |