Сегодня, когда Япония готовится к смене караула в императорском дворце в Токио (император Акихито намерен отречься от престола в 2019 году), заголовки газет всего мира кричат о другом "дворцовом перевороте", который должен заставить Японию внимательно вглядеться в зеркало. Переворот, о котором идет речь, произошел в Йокогаме, в штаб квартире корпорации Nissan Motor, где генеральный директор компании Карлос Гон был арестован в понедельник при драматических обстоятельствах. Локомотив тройственного союза между Renault, Nissan и Mitsubishi Motors якобы занижал свои доходы и злоупотреблял ресурсами компании. В тот же вечер на пресс-конференции президент Nissan Хирото Саикава, избранный преемником Гона, был вынужден отвечать на вопросы по поводу "дворцового переворота". "Это за пределами моего понимания", – сказал он, объяснив падение Гона "серией должностных преступлений". Что ж, посмотрим. Одним человеком, которому, безусловно, не хватает понимания, является президент Франции Эммануэль Макрон, чье правительство владеет 15 процентами акций Renault. Макрон пытается убедить свой народ в достоинствах капитализма, а глобальных инвесторов – в преимуществах его экономической модели. Однако, вспомним о Синдзо Абэ, чей шестилетний план подъема японской экономики только что рухнул, вместе со вторым по величине автопроизводителем страны. Несмотря на то, что дефляционные факторы по прежнему остаются в силе, "абэномика" может записать себе в заслуги тот факт, что уровень эффективности корпоративного управления повысился, и это стало главным достижением реформы. Меры по интернационализации практики управления и увеличению прозрачности, заявляют представители экономической команды премьер-министра Абэ, возрождают жизненную силу Японии. Возможно, так и было, но лишь до того момента, когда еще один символ мощи корпоративной Японии, как здесь говорят, потерял лицо. Присоединение Nissan к этому корпоративному параду позора может многое сказать о том, почему экономическая реформа Синдзо Абэ застряла "на второй передаче". Нынешний скандал вокруг компании уже не первый в этом году. В июле она оказалась замешана в нашумевшей истории с инспекцией транспортных средств, которая выявила серьезные нарушения в компаниях Mazda Motor, Subaru Corp, Suzuki Motor и Yamaha Motor. И тем не менее, кризис, связанный с Гоном, стал поистине обескураживающим примером того, что японская экономическая политика не дает ответов на главные вопросы. Средства массовой информации всего мира пестрят захватывающими дух заявлениями по этому поводу. Анализ новостного цикла свидетельствует о том, что все старые проблемы никуда не исчезли: капель плохих новостей вокруг усилий Tokyo Electric Power, направленных на дезактивацию в Фукусиме; генеральный директор компании Takata Сигехиза Такада по-прежнему занимает свой пост, после 20 смертельных случаев во всем мире, предположительно связанных с неисправностью подушек безопасности; слабая статистика по корпорации Kobe Steel; махинации в компании KYB Corp., специализирующейся на производстве амортизаторов. Вполне ожидаемой стала реакция на арест Гона: многие задаются вопросом, может ли "гайдзин"-менеджер рассчитывать на справедливый суд в Японии. Гон, гражданин мира, француз, родившийся в Бразилии и выросший в Ливане, олицетворяет образ "человека из Давоса". Его революционная реформа в Nissan сделала Гона одним из самых известных и почитаемых менеджеров в стране. Легендарная личность, он даже стал героем серии манга-комиксов. Один из поводов для конспирологических предположений заключается в том, что масштабные махинации и мошенничество в компаниях Olympus и Toshiba не привели к лишению свободы их лидеров, как это произошло с Гоном и членом совета директоров Nissan Грэгом Келли. То же касается и руководителей корпораций Takata и Tepco, чьи действия поставили под угрозу жизни многих людей. В 2011 году, когда тогдашний генеральный директор Майкл Вудфорд забил тревогу, сообщив о мошенничестве в компании Olympus на сумму 1,7 миллиардов долларов, акционеры, похоже, сильно рассердились на него за то, что скандал приобрел публичный характер, а не остался внутри корпорации. Вудфорду, британскому гражданину, вскоре было указано на дверь. Давно живущий в Японии журналист и автор криминальных романов Джейк Адельстайн утверждал в своей колонке в газете Daily Beast, что скандал вокруг Гона показывает, как "корпорация Япония" делает из иностранцев козлов отпущения в рамках своих запоздалых усилий по борьбе с коррупцией. Тем не менее, если уголовное дело возбуждено на законных основаниях, это означает, что органы внутреннего контроля и аудиторы не смогли заметить, что Гон манипулирует со своими декларациями о доходах на протяжении не менее пяти лет. Это вызывает очевидный вопрос: как такое возможно? Хронический беспорядок, царящий в японских корпорациях, стал препятствием для шестилетнего плана правительства Абэ по восстановлению инфляции. У "абэномики" есть три главных инструмента, направленные на восстановление спроса: смягчение денежно-кредитной политики, налоговые послабления и структурные реформы. Первые два применяются уже много лет, а третий начал внедряться относительно недавно. Главными изменениями стало введение в 2015 году кодекса корпоративного управления по образцу британского, а также меры, облегчающие для акционеров оказание давления на неэффективное руководство корпораций. Nissan была одной из многих компаний, которые нарушали этот кодекс. Команда Гона знала свое дело. Политика дешевых денег и слабой йены, которую проводил Абэ, повысила прибыль и индекс Nikkei 225 на 114 процентов за время его правления. Однако, ему не удалось добиться позитивного цикла повышения заработной платы, необходимого для обеспечения устойчивого роста и обслуживания самого тяжелого в мире долгового бремени. Снижению реальной заработной платы с учетом инфляции на 0,4 процента в сентябре 2018-го по сравнению с соответствующим периодом прошлого года предшествовало еще более значительное снижение, на 0,7 процента, в августе. Такая траектория является плохим предзнаменованием для показателя потребительских расходов и для достижения Банком Японии своего 2-процентного целевого показателя инфляции. Компании, имеющие высокие прибыли, предпочитают накапливать средства, а не делиться ими с сотрудниками. Почему? Просто потому, что они имеют возможность так поступать. Одним недостающим звеном является отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Другим – неэффективность на всех уровнях управления в японских корпорациях. Производительность труда растет медленно, уровень инноваций не впечатляет, а традиционная круговая порука, которая блокирует любые перемены, распространена так же широко, как и прежде. До тех пор, пока компании не оптимизируют свои операции и не откажутся от косных устаревших методов прошлого, они не станут движущей силой экономического роста и повышения заработной платы, которые необходимы Японии, чтобы вернуть былое процветание. Nissan – это лишь очередной пример того, как изолированная и непрозрачная корпоративная система стремится увековечить собственную неэффективность. И это несмотря на то, что во главе компании уже в течение почти двадцати лет стоит харизматичный не-японец. В своем заявлении для прессы, президент Саикава выступил против затянувшегося правления Гона и его властного стиля руководства. Саикава даже предположил, что Гон воображал себя императором Nissan, в то время как настоящий император Японии, Акихито, готовится к своему отречению от престола. Возможно, новая, более разнообразная команда руководства компании сумеет обуздать Гона. Однако, Nissan – это лишь отражение более масштабной проблемы. Изоляционистская, ориентированная вовнутрь экономическая модель делает такие корпорации как TEPCO, Takata, Olympus и Nissan невосприимчивыми к быстрым переменам в глобальной экономике. Те, кто захочет понять, почему Токио не может вернуть прежний темп роста за счет мер "абэномики", найдут множество подсказок в Йокогаме. |