В соответствии с последними данными можно ожидать взрывного роста цен на нефть, что говорит о возможности повторения событий 2008 года. Перебои с поставками из Ирана оказались серьёзнее, чем ожидало большинство аналитиков, и сложности с добычей американской сланцевой нефти могут помешать странам, не входящим в ОПЕК, перекрыть эту нехватку. Вдобавок ко всему, новые правила Международной морской организации, вступающие в силу в 2020 году, могут значительно осложнить поставки. Сведя всё это воедино, американский банк Мэррилл Линч (БМЛ) пришёл к выводу о том, что "Увеличилась вероятность взрывного роста цен на нефть и сценария краха, подобного произошедшему в 2008 году". БМЛ в своих расчётах исходит из ориентировочной цены в 95 долларов США за баррель нефти марки Brent к концу второго квартала 2019 года. В 2008 году цена на нефть этой марки подскакивала до уровня в 150 долларов США за баррель. Картина с поставками нефти на фоне ситуации с Ираном и Венесуэлой – ключевыми агентами влияния на рост нефтяных котировок в четвёртом квартале, выглядит всё более удручающей. Следует отметить, что банк пересмотрел оценку потерь иранских поставок в сторону увеличения с 500 тысяч до 1 миллиона баррелей в сутки. Сланцевые месторождения США частично перекрывают эти потери, однако, взрывной рост добычи от сланцевых буровых компаний начинает замедляться, отчасти из-за недостаточных мощностей трубопроводов. БМЛ оценивает рост предложения в США в размере 1,4 миллионов баррелей в сутки в 2018 году и только в 1 миллион баррелей в сутки в 2019-м. Это говорит о том, что нет такого же повышающего давления на цену марки WTI, как и на Brent, что обусловлено некоторыми затруднениями в поставках, связанными с вышеуказанной нехваткой трубопроводных мощностей на территории США. И подобные проблемы имеют место не только в Пермском нефтегазоносном бассейне Западного Техаса, но они также возможны и в таких местах как Баккен или Ниобрара. Также нельзя исключать временных экспортных ограничений из района Мексиканского залива, так как внутреннее производство превышает возможности транспортных систем. Тем временем перспективы спроса не ясны. На сегодня спрос высок, МЭА (международное энергетическое агентство) ожидает роста спроса в 2018 году до 1,4 миллионов баррелей в сутки и БМЛ разделяет эту оценку. И в то же время он указывает на три важных фактора, способных подорвать рост цен. Во-первых, сильный доллар. Это может остановить рост цен, как и в 2008 году. Во-вторых, более крупные долги на развивающихся рынках, что означает ослабление позиций многих стран к уровням 2008 года. В-третьих, капиталы могут продолжать убегать из развивающихся рынков по причине роста процентной ставки ФРС, снижения корпоративных налогов и сборов в США. Почему уделяется такое внимание развивающимся рынкам? Причина в том, что на них приходится основная часть роста потребления нефтепродуктов, поэтому любые колебания в силах испортить картину глобального спроса. Сильный доллар, высокие долги и утекающий капитал могут привести к значительному снижению спроса на развивающихся рынках в случае роста цены на нефть марки Brent выше 120 долларов за баррель, утверждает БМЛ. Тем не менее, есть некоторые факторы, способные привести к резкому росту цен на нефть, даже если последующее снижение спроса быстро их скорректирует. БМЛ заявляет о глобальных перебоях с поставками в объёме порядка 3 миллионов баррелей в сутки, что не намного ниже недавних пиковых значений в 3,75 миллиона баррелей в сутки, имевших место в 2014 году. И это без учёта растущих иранских потерь. Другими словами, если в результате американских санкций поставки иранской нефти снизятся на 1 миллион баррелей в сутки, что становится всё более вероятным, общий объём недополученных поставок может взлететь до своего максимума за последние 20 лет, чего мир не видывал со времён войны в Персидском заливе в начале 90-х, когда перебои с поставками доходили до 5 миллионов баррелей в сутки. Наконец, изменения в правилах Международной морской организации заставят производителей снизить содержание серы в морских видах топлива с нынешних 3,5 до 0,5 процента. Это приведёт к резкому росту спроса на дизельное и другие виды топлива с низким содержанием серы в преддверии вступления этих изменений в силу в 2020 году. "Переход к требованиям низкого содержания серы в топливе вряд ли будет плавным" — отмечают в БМЛ. Похоже на то, что медвежьи настроения в нефтегазовой отрасли прекратили существовать. Агентство Bloomberg отмечает, что в отчётах о доходах 22 крупнейших энергетических компаний за третий квартал не единожды упоминалась фраза "длительное снижение", и впервые с 2015 года так и было. Ещё совсем недавно считалось, что стремительный рост добычи сланцевой нефти в США привёл к постоянному снижению издержек на добычу сырья, что должно было привести к периоду низких цен на нефть в обозримом будущем. Этот взгляд на вещи, похоже, оказался ошибочным, так как всё большее число аналитиков склонны говорить об опасениях роста цен до трёхзначных показателей. "Рынку нечем ответить на уменьшение поставок нефти на 2 миллиона баррелей в день в четвёртом квартале. Похоже, что мы увидим рост цены на нефть выше ста долларов за баррель" — говорит в своём выступлении на глобальной азиатско-тихоокеанской нефтяной конференции S&P Дэниэл Джегги — со-основатель Mercuria Energy Group Ltd., сообщает агентство Bloomberg. Также приводится мнение одного из лучших нефтяных трейдеров компании Trafigura о том, что цифру в сто долларов за баррель мы, возможно, увидим ещё до конца этого года. Многое зависит в этом вопросе от того, какой ответ на эти вызовы предпримет Саудовская Аравия. "В наших планах – удовлетворять спрос" — говорит министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих. "Причина, по которой мы не наращиваем производство, — говорит он, — в том, что наши потребители и так получают ровно столько нефти, сколько им нужно" — его комментарии прозвучали после завершения саммита ОПЕК+, на котором не были приняты планы по наращиванию добычи. The Wall Street Journal уведомляет своих читателей о том, что саудовская нефтедобывающая компания Saudi Aramco объявила своим заказчикам о возможной нехватке арабской лёгкой нефти в октябре, и что в долгосрочной перспективе она не сможет удовлетворить спрос в случае, если Иран будет выбит с рынка. Как сообщил нефтяной трейдер изданию The Wall Street Journal: "Мы на пути к пиковым значениям в 90-100 долларов за баррель. Пострадает не только Иран, это (санкции) ударит бумерангом по самим Соединённым Штатам возросшими ценами на бензин". Хуже того, Саудовская Аравия официально заявляет о своей способности покрыть нехватку иранских поставок даже в случае полного ухода Ирана с рынка. В прошлом саудовские официальные лица уже предлагали увеличить добычу до 12-12,5 миллионов баррелей в сутки, если того потребует рынок. Однако саудовские источники сообщили изданию WSJ, что наращивание производства до 11 миллионов баррелей уже затянется, даже если всего на несколько месяцев, так как поставки около 10,4 миллионов баррелей в день уже оставили гораздо меньше свободных нефтедобывающих мощностей, чем принято считать. |