Первичное размещение монет (токенов) через смарт-контракты — одна из самых популярных афер 2017 года. Не один "предприниматель" в прошлом году бесследно исчез с сотнями тысяч или миллионами долларов, привлечённых у инвесторов, которые поторопились купить токены со скидкой во время предварительной продажи с расчётом на рост их стоимости. Последним в этом списке стал криптостартап LoopX.
Но даже у "честных" предпринимателей на крипторынке дела идут неважно. По статистике одного из крупнейших ICO-трекеров TokenData, всего в прошлом году проведено 902 ICO. Из них 142 провалились ещё на этапе сбора средств, а 276 предприятий обанкротились после этого. То есть к настоящему моменту 46% всех прошлогодних ICO уже закончились банкротством предприятий — они не прожили даже одного года. Обанкротившиеся компании собрали в общей сложности 104 миллиона долларов…
Понятно, что вложения в стартапы — рискованное дело. Статистика по ICO лишь подтверждает это.
Из оставшихся на плаву компаний 113 имеют статус "полубанкротов". Такой статус присваивают в случаях, когда либо руководство прекратило общаться с инвесторами в социальных сетях, либо сообщество вокруг проекта так мало, что нельзя сделать предположение об успешности бизнеса. Получается, что 59% всех стартапов, которые провели ICO в прошлом году, или объявили себя банкротами, или близки к этому, или исчезли с деньгами вкладчиков, что можно приравнять к банкротству. Всего в неудачниках 531 компания. Хотя надо признать, что многие из них выглядели обречёнными с самого начала. Тем не менее в сумме эти компании собрали у инвесторов $233 млн.
С другой стороны, наиболее "авторитетные" ICO, которые привлекли больше всего средств, чувствуют себя нормально (пока). Это и логично: сложно обанкротиться в первые месяцы, если ты привлёк от $50 млн до $230 млн финансирования, это нужно очень сильно постараться и творчески подойти к задаче. На сегодняшний день рекордсменом среди провалившихся стратапов является The DAO (Decentralized Autonomous Organization), который привлёк $150 млн в мае 2016 года. Практически сразу после ICO эту компанию взломали и вывели деньги, но в результате жёсткого форка блокчейна Etherium транзакции отменили, а деньги восстановили на кошельках. Однако впоследствии торговля токенами DAO была остановлена на многих биржах, а само ICO получило статус Failed.
Самые крупные из провалившихся ICO 2017 года — это Becksang (собрано $37,784 млн, октябрь), Spheris ($37,618 млн, октябрь), Droplex ($20,566 млн, август) и Rhea ($18,888 млн, октябрь).
Изучать деятельность обанкротившихся ICO — депрессивный опыт, пишет news.bitcoin.com: заброшенные твиттер-аккаунты, пустые группы в телеграме, удалённые с хостинга веб-сайты. Это своеобразное цифровое кладбище, братская могила стартапов, которые не смогли исполнить свои обещания и исчезли. Многие вообще не привлекли средств ($0 инвестиций) и даже странно, как о них узнал трекер. Другие собрали пару тысяч долларов и, конечно, не могли работать с такой скромной суммой. Лишь очень немногим из банкротов удалось привлечь более $10 млн. Но их судьба не отличается от тех, кто привлёк ноль: ни минимально жизнеспособной версии продукта, ни альфы и никакого вклада в инфраструктуру "новой децентрализованной криптоэкономики".
Но есть неудачники-оптимисты: некоторые из стартапов, которым не удалось собрать деньги в 2017 году, попробуют сделать это ещё раз в наступившем новом году. Может быть, сейчас им повезёт больше. Один из таких примеров — платформа бронирования грузовиков Doft (своеобразный Uber в варианте для грузовых автомобилей). "Крупнейшее ICO на рынке большегрузов", как они говорят, завершится 1 мая 2018 года.
Если кто-то хочет вложить деньги в какое-то предприятие, то у него не будет недостатка в выборе: каждый день по несколько ICO. Например, 27 февраля завершается три ICO, а в последний день месяца — сразу 62, 1 марта — четыре, 2 марта — два. В общем, рынок кипит, ни дня без нового ICO. Но есть опасения, что в 2018 году инвестиции в ICO станут ещё более рискованными, чем в 2017-м. Конкуренция среди стартапов растёт, а приток инвесторов ограничен.