Через четыре года после закрытия станции прослушивания на маяке Дуодде разведывательная служба вооруженных сил Дании строит 80-метровую мачту на Борнхольме. Дания вновь начнет прослушивать российские радиосигналы на сверхдлинных частотах в прибалтийском регионе. Живущие по соседству с новой мачтой граждане озадачены.
Угроза со стороны России и сложная борьба за влияние на Балтийском море заставили военную разведку вновь сделать Борнхольм датским "форпостом прослушивания" востока.
С 85-метровой мачты в Эстермарие оборудование для прослушивания, принадлежащее военной разведке, будет перехватывать низкочастотную радиосвязь в прибалтийском регионе и, вероятно, на некоторой части территории России.
Прошло четыре года с тех пор, как разведывательная служба свернула большую станцию прослушивания на Дуодде. Она находилась в 15 километрах от того места, где сейчас возводится новая мачта. Решение о закрытии Дуодде почти сразу после модернизации на сумму в несколько миллионов было принято новоизбранным начальником датской разведки Томасом Аренкилем (Thomas Ahrenkiel).
Прослушивать Москву необходимо
Закрытие объекта было связано с тем, что Россия перестала считаться значительной угрозой для Дании или других стран вокруг Балтийского моря. В то же время обслуживание круглосуточной станции прослушивания подразумевало большие расходы для разведывательной службы. Но после аннексии Россией Крыма, войны на востоке Украины и активного участия России в войне в Сирии мнение по этому вопросу существенно изменилось. Бывшая станция прослушивания Дуодде, Дания "Это имеет немалый смысл и хорошо согласуется с повышенным вниманием к прибалтийскому региону, которое мы наблюдаем в проекте оборонного соглашения", — говорит военный аналитик Йоханнес Рибер Нордбю (Johannes Riber Nordby) из Института обороны Дании. По словам начальника военной разведки Ларса Финдсена (Lars Findsen), он вообще-то "не комментирует вопросы, которые могут дать представление о возможностях и методах датской разведки, но может, однако, сказать, что эта инициатива повысит способность разведки узнавать о намерениях России в отношении Дании, а также о военных амбициях России на соседних с Данией территориях". Военная разведка Дании не хочет более подробно рассказывать о мощности нового объекта, но, согласно Йоханнесу Риберу Нордбю, не в последнюю очередь внимание будет сосредоточено на радиокоммуникации между кораблями и подводными лодками в Балтийском море.
В ходе тактической игры между разными разведывательными службами очень важно знать обычную манеру проведения учений, военных испытаний и передвижений войск "противника". Основываясь на знаниях о традиционной картине событий, можно оценить, есть ли какие-то отклонения от обычных процедур, которые могут иметь военное или политическое значение.
Во время холодной войны было стратегически значимо расположение Борнхольма у Железного занавеса, и станция прослушивания на Дуодде была важна, в том числе для репутации и "рейтинга" Дании в НАТО. Но сейчас новая мачта не придаст Дании такого же веса, как тогда, считает Йоханнес Рибер Нордбю.
"Сегодня, когда Польша и прибалтийские страны стали членами НАТО, ситуация, конечно, несколько иная, но объект на Борнхольме — это преимущество для Дании на фоне последних инициатив России", — говорит он.
Новое "большое ухо в сторону востока" расположено в центральной части Борнхольма по адресу улица Дюневей, 11, Эстермарие. Сейчас местная компания Granhøj занимается возведением там мачты, а затем рядом будет построено здание площадью в 20 квадратных метров, откуда перехваченная информация будет передаваться дальше на Амагер — дешифровщикам и аналитикам службы разведки.
Военная разведка: Нет повторному использованию
Среди местных решение о возведении новой мачты вызвало недовольство и удивление. Живущие по соседству люди подавали жалобы и проводили по этому поводу гражданские собрания, кроме того, строительство пытался остановить нанятый ими адвокат. Все безуспешно.
Надежда была, когда нынешний хозяин бывшей станции прослушивания на Дуодде, примерно в 15 километрах от Эстермарие, предложил службе разведки возвести новую мачту на том же месте, где уже стоит почти 70-метровая башня, ранее служившая основанием старой станции.
Адвокат жителей района упоминает это предложение и предлагает разведывательной службе "вернуться к себе домой" в Дуодде в своем протесте, направленном в муниципальный Центр технологий и окружающей среды. Еще одной альтернативой Эстермирие, по словам адвоката Кима Меурса-Геркена (Kim Meurs-Gerken), может быть "крупная промышленная компания в Рённе, которая также предложила вооруженным силам использовать ее территорию для строительства каркасной мачты".
Но военная разведка отклонила добровольные предложения и заявила, что "конкретное место в Эстермарие было избрано в связи с тем, что оно наилучшим образом удовлетворяет определенным целям. Альтернативные места строительства, в том числе собственные территории разведки и уже существующие мачты, изучались и обсуждались, однако разведывательная служба считает, что объявленное место наиболее оптимально".
Также военная разведка добавила, что "в связи со спецификой работы не будет вступать в общественный диалог о мощностях службы".
Начальник военной разведки Дании Ларс Финдсен не согласен с тем, что закрывать Дуодде было ошибкой.
"В тот момент необходимо было изменить приоритеты, чтобы сделать более эффективными самые актуальные области, в том числе кибербезопасность и противодействие терроризму. Сегодня политическая ситуация изменилась, и мы должны уделять приоритетное внимание соседним территориям, в том числе поэтому мы и возводим мачту. Кроме того, технологии порядком изменились с тех пор, как была закрыта станция в Дуодде", — объяснил Ларс Финдсен.
Йоханнес Рибер Нордбю тоже не считает, что нужно просто раскаяться в содеянном и признать, что в 2013 году военная разведка сглупила.
"Я не считаю, что этого не надо было делать. Это произошло в 2012 году, а новое мнение насчет России сложилось лишь в 2014 после аннексии Крыма и войны на востоке Украины. Роль России не была такой определенной, как сейчас. Задним умом все крепки, а тогда мы думали по-другому", — говорит военный аналитик.
Старший исследователь Флемминг Сплидсбёл (Flemming Splidsboel) из Датского международного института исследований — эксперт по международной политике безопасности и сам в прошлом служил в разведке. Он также не хочет однозначно критиковать закрытие.
"Мне трудно судить, я не знаю технических возможностей нового сооружения по сравнению с тем, что было в Дуодде, к тому же, сейчас произошла смена парадигмы всего политического восприятия России".
Контрадмирал Финн Хансен (Finn Hansen) был начальником военной разведки, когда принималось решение модернизировать Дуодде — за год до того, как его преемник решил ее закрыть. Бывший начальник разведки отказался давать комментарии.
"У меня нет никаких комментариев насчет этого, я это оставляю тем, кто отвечает за военную разведку сегодня", — сказал он.
|