В Гааге Международный трибунал вынесет приговор генералу Младичу
Судьи Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) в Гааге в среду вынесут приговор по делу экс-командующего армии боснийских сербов генерала Ратко Младича по обвинению в военных преступлениях в ходе вооруженного конфликта 1992-1995 годов в Боснии и Герцеговине (БиГ).
Для многих сербов в самой Сербии и в БиГ Младич остается защитником национальных интересов и героем, а на митинги патриотических сил и националистов люди ходят с его портретами. Изображение генерала печатают на сувенирной продукции и рисуют в виде граффити на городских улицах.
Боснийские мусульмане считают Младича одним из главных виновников гибели свыше 7 тысяч человек в Сребренице и почти четырехлетней осады и обстрелов боснийской столицы Сараево.
Во время конфликта на территории бывшей Югославии генерал Младич командовал армией Республики Сербской в Боснии и Герцеговине (РС БиГ). Первое обвинение со стороны международного правосудия против него было выдвинуто в июле 1995 года, а спустя год экс-командующий был объявлен в международный розыск.
С тех пор он скрывался, став самым разыскиваем подозреваемым военным преступником на территории бывшей Югославии. Сербскими властями он был арестован и выдан в МТБЮ в 2011 году. "Сербия выдачей Младича в Гаагу выполнила свое международное и моральное обязательство", — заявила тогдашний министр юстиции Сербии Снежана Малович.
Процесс по делу генерала Младича начался 16 мая 2012 года. Обвиняемый вину отрицал.
Заседания суда проходили 530 дней, на них выступили 169 свидетелей обвинения и 208 свидетелей защиты. Обвинительный акт изменялся с 1995 года по 2011 год четыре раза и содержит с приложениями 45 страниц. Вынесение вердикта по делу генерала Младича назначено на 22 ноября, в 10.00 (12.00 мск) в зале заседаний №1 МТБЮ.
Позиция обвинения
МТБЮ обвиняет 74-летнего генерала Младича в геноциде, преступлениях против человечности, нарушении законов и обычаев ведения войны в Боснии и Герцеговине в 1992–1995 годах. Всего обвинительный акт содержит 11 пунктов: два пункта о геноциде, пять пунктов о преступлениях против человечности, четыре пункта о нарушении законов и обычаев войны.
В частности, генералу Младичу вменяется в вину, что между маем 1992 и ноябрем 1995 года он участвовал в "совместном преступном деянии" (joint criminal enterprise) вместе с экс-президентом Республики Сербской (РС) Радованом Караджичем, бывшим председателем парламента РС Момчило Краишником, экс-президентом Югославии Слободаном Милошевичем, экс-президентом РС БиГ Биляной Плавшич и другими, целью которого было удаление бошняков (боснийских мусульман) и боснийских хорватов с территории БиГ, на которую претендовали боснийские сербы.
В обвинительном акте также утверждается, что между маем 1992 и ноябрем 1995 года Младич участвовал в "совместном преступном деянии" по организации и осуществлению кампании снайперского огня и артобстрелов гражданского населения Сараево с целью терроризирования гражданского населения.
По мнению прокуратуры, начиная с дней, предшествующих 11 июля 1995 года и вплоть до 1 ноября 1995 года Младич участвовал в "совместном преступном деянии" по уничтожению боснийских мусульман в городе Сребреница, посредством убийств мужчин и юношей и насильственного перемещения женщин, детей и некоторого количества пожилых мужчин с данной территории.
Генерал также обвиняется в том, что в течение мая и июня 1995 года принял участие в "совместном преступном деянии" по взятию в заложники персонала ООН в БиГ с целью вынудить НАТО воздержаться от нанесения воздушных ударов по военным целям боснийских сербов.
Прокуратура обвиняет экс-командующего Армии РС и в том, что как старший офицер он знал или мог знать, что силы под его контролем готовятся осуществить или уже совершили преступления, и не предпринял меры для предотвращения преступлений и наказания виновных.
Прокурор Алан Тигер в заключительной речи в декабре 2016 года заявил, что этнические чистки были целью боснийского конфликта, и что по делу генерала Младича "вынесение иного наказания, кроме наивысшей меры — пожизненного заключения, стало бы оскорблением жертв и правосудия".
Позиция защиты
Защита бывшего командующего боснийских сербов в своей заключительной речи призвала МТБЮ вынести оправдательный приговор генералу. Адвокат Драган Иветич заявил суду, что "единственным справедливым вердиктом является оправдание, поскольку прокуратура не смогла выполнить свое бремя доказательства по делу генерала Младича".
Согласно позиции адвокатов, экс-командующий армии РС генерал Ратко Младич не участвовал в ОПП и осуществлении предположительного плана этнических чисток, поэтому вооруженные силы боснийских сербов не воспользовались своим преимуществом для захвата всей Боснии и Герцеговины.
Адвокат Иветич обратил внимание суда на слова обвинителя Алана Тигера о том, что армия Республики Сербской имела военное и техническое преимущество над противником и "могла легко пройти Боснию насквозь" в конфликте 1992-1995 годов. Защитник сделал вывод, что раз силы генерала Младича не поступили таким образом, это свидетельствует о том, что они вели в большей степени не наступательные, а оборонительные боевые действия.
Защита бывшего командующего армии боснийских сербов тогда же отметила, что лидер бошняков (славян-мусульман) Алия Изетбегович и его единомышленники выступали за создание исламского государства в регионе и угрожали национально-конфессиональной войной против сербов еще до участия генерала Младича в конфликте в Боснии и Герцеговине.
Адвокаты Младича также подавали запросы МТБЮ на отвод членов коллегии суда за предвзятость.
"Защита подала запрос на исключение из состава суда председательствующего судьи Альфонса Ори и судьи Кристофа Флюге, так как они открыто находятся в конфликте интересов… Судья Ори и судья Флюге публично заявляли, что Ратко Младич виновен, выступая ранее по делам генерала Станислава Галича и генерала Здравко Толимира, несмотря на то, что в тот момент не разбиралось его дело, и он не мог защищаться", — заявлял РИА Новости сын генерала Младича, Дарко.
Требования об исключении судей были отклонены трибуналом.
Здоровье генерала
Защита Младича в ноябре текущего года официально обратилась к судебной коллегии МТБЮ с просьбой о переносе сроков оглашения вердикта с 22 ноября, адвокаты также потребовали до вынесения приговора предоставить им доступ к полной медицинской документации по состоянию здоровья генерала, и утвердить, способен ли он физически участвовать в процессе.
Семья генерала неоднократно заявляла, что опасается за здоровье и жизнь Младича, перенесшего два инсульта и инфаркт, и настаивает на необходимости лечения вне Гаагского трибунала. Сын подсудимого Дарко Младич сообщил РИА Новости, что на предоставленных МТБЮ снимках головного мозга генерала, сделанных в марте 2017 года, заметны следы новых микроинсультов и что состояние его отца в последнее время резко ухудшается.
"Он очень изможденный. Все симптомы усилились с декабря прошлого года. При этом медики трибунала попытались это скрыть… Сейчас вообще встает вопрос о его способности участвовать во всем этом", — сообщил РИА Новости Дарко Младич.
Ранее защита генерала, неудовлетворенная действиями медиков МТБЮ, с 2013 года в течение двух лет требовала от трибунала разрешения на обследование подсудимого российскими специалистами из Центра имени Бакулева. В июле 2015 года его осмотрели кардиолог и невропатолог из российского медицинского центра. По данным семьи и защиты генерала Младича, осмотр специалистов выявил значительные огрехи в лечении, проводимом медиками тюрьмы ООН (следственного изолятора МТБЮ в Гааге).
Весной текущего года МИД России сообщил, что 20 марта адвокаты бывшего главнокомандующего вооруженными силами Республики Сербской направили в МТБЮ процессуальное ходатайство о временном освобождении обвиняемого и его переводе на лечение в Россию. Как отмечало ведомство, руководствуясь соображениями гуманности, Российская Федерация откликнулась на просьбу сербского генерала и "предоставила МТБЮ соответствующие гарантии для положительного решения вопроса". Однако судебная палата трибунала в мае текущего года отказала в запросе на лечение в РФ, так как "не убеждена в том, что Младич вернется в штаб-квартиру трибунала, если ему будет предоставлено временное освобождение".
В начале октября Минюст Сербии сообщил, что предоставил МТБЮ необходимые гарантии для обследования и лечения Младича в Белграде, но также безрезультатно. Завершение работы МТБЮ
Решение по Ратко Младичу станет предпоследним в почти 24-летний истории гаагского трибунала. На 29 ноября в МТБЮ намечено еще вынесение решения по апелляции по делу группы боснийских хорватов во главе с Ядранко Прличем в связи с военными преступлениями в Боснии и Герцеговине.
После закрытия МТБЮ в конце 2017 года рассмотрение жалоб будет передано в Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов, который продолжит работу в Гааге.
Экспертное сообщество и наблюдатели сходятся во мнении, что приговор генералу Младичу не будет мягче решения по делу бывшего политического лидера боснийских сербов Радована Караджича, которому судьи МТБЮ в марте 2016 года дали 40 лет тюрьмы.
Жестокую гражданскую войну в Боснии и Герцеговине между хорватами, сербами и бошняками 1992-1995 годов положило Дейтонское соглашение. По разным оценкам, в ходе конфликта погибло свыше 100 тысяч человек.
Соглашение действует до сих пор, оно определило специфическое государственное устройство БиГ: энтитеты Федерацию Боснии и Герцеговины и Республику Сербскую, особый округ Брчко, а также представительство всех трех наций в трехчленном президиуме страны, который заменяет президента, и в общих органах власти.