Если перевести зарплаты россиян в доллары, то видно, что доля потребителей с доходами ниже среднего выросла на треть. Примерно так же снизилась доля тех, кого можно причислить к людям с доходами выше среднего. В целом средняя зарплата в России по-прежнему гораздо меньше, чем в Западной и Восточной Европе, подсчитали аналитики Fitch Rating. Фактическое снижение реальных располагаемых доходов населения в России - тех, что остаются после всех обязательных выплат - продолжается четвертый год подряд. По данным Росстата, самое большое снижение реальных располагаемых доходов произошло в 2016 году - минус 5,9%. Затем падение замедлилось. По итогам января-сентября 2017 года доходы упали на 1,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За четыре последних года доходы российских потребителей совокупно сократились на 11%, подсчитали аналитики рейтингового агентства Fitch Ratings в докладе "Российский потребительский рынок в контексте глобальных трендов". "Если говорить о структуре населения по доходам (среднедушевым - Би-би-си), здесь можно заметить позитивные сдвиги: снизилась доля населения, которое живет с уровнем доходов, близким к прожиточному минимуму", - добавляет директор Fitch Татьяна Бобровская на презентации доклада. Это показано на графике. Но если смотреть на ситуацию с доходами, рассчитанными в долларах, то оснований для оптимизма становится меньше. Получается, что благосостояние российских потребителей снизилось гораздо сильнее, чем в случае с рублевыми зарплатами. По подсчетам Fitch, в 2013 -2016 годах доля россиян с доходами менее 220 долларов выросла почти в три раза - с 10% до 29%. При этом доля граждан с доходами более 900 долларов упала примерно на столько же - с 28% до 11%. При анализе доходов следует принимать во внимание еще и уровень цен в России по сравнению с другими странами, отмечает Бобровская. В Fitch рассчитали, как изменилась средняя начисленная заработная плата за последние три года с учетом паритета покупательной способности (ППС), который учитывает разницу в ценах в России и за рубежом. Для подсчетов были использованы данные Росстата. Показатели ППС аналитики взяли у Организации экономического сотрудничества и развития, которая рассчитывает их для каждой страны. В итоге получилось, что с 2013 по 2016 год средняя зарплата с учетом ППС в России снизилась на 6,5% до 1451 доллара. И по этому показателю Россия отстает от стран не только Западной, но и Восточной Европы. Например, в Литве средняя зарплата с учетом ППС составляет 1,9 тыс. долларов, в Польше - более 2,1 тыс. долларов, в Германии - более 3,8 тыс. долларов. Потребители оживились и покупают в кредит Макроэкономические показатели в первом полугодии свидетельствовали о сдержанном восстановлении, но показатели третьего квартала принесли неприятный сюрприз. Рост ВВП замедлился до 1,8% против 2,5% по итогам второго квартала по данным Росстата. Тем не менее, спад доходов замедлился, а потребительская уверенность вернулась к докризисному уровню, констатируют в Fitch. Но уверенного роста пока нет, отмечает Татьяна Бобровская. "Я не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, что теперь потребители с радостью расширяют свое потребление и увеличивают покупки, - нет, по-прежнему высока доля тех людей, которые ожидают, что ситуация в экономике будет оставаться сложной. Но их становится меньше", - говорит эксперт. Замедление инфляции до рекордно низких значений и рост кредитования поддерживают потребление. О росте кредитования ранее уже заявляли в ЦБ. В октябре в обзоре "Инфляционные ожидания и потребительские настроения населения" регулятор писал, что в первые два месяца осени увеличилась доля тех, кому ничего не удалось отложить за последний месяц, и тех, у кого нет сбережений. В октябре продолжился рост доли людей, у которых есть кредиты: 41% против 33% в августе. "Отмечаемые тенденции в сберегательных настроениях в целом указывают на постепенное увеличение потребительской активности населения", - говорилось в обзоре. Кредитование увеличивается за счет объемов займов и снижения ставок, полагают аналитики Fitch. "Число жителей, которые пользуются кредитами, практически неизменно за последние несколько лет", - сказала Бобровская. По мнению Fitch, для потребителей в России главным по-прежнему остается фактор "низкие цены без ущерба для качества", свежие продукты и шаговая доступность магазинов. Аналитики считают, что спрос в массовом сегменте, к примеру, в магазинах-дискаунтерах, будет расти сильнее, чем в премиальном, а покупатели будут активно пользоваться промо-предложениями. По мере роста потребительской уверенности может усилиться интерес к гипермаркетам. В крупных городах будет спрос на натуральные и органические продукты, а также на готовую еду, прогнозирует агентство. |