<..>
С начала 1990-х годов Китай является крупнейшим в мире импортером мусора. Поднебесная платила за западный мусор, при этом извлекая из него медь и железо, перерабатывая его в бумагу и пластик, производство которых куда более дорогое и энергозатратное, чем переработка. К примеру, для переплавки стали необходимо на 60 процентов меньше энергии, чем при ее добыче из железной руды. При этом длительное время Китай был в состоянии производить лишь низкокачественное сырье, непригодное для переработки. Так что импорт мусора был беспроигрышной стратегией, которая за много лет превратилась в предприятие мирового масштаба с миллиардным оборотом. Более 50 процентов мирового объема мусора отправлялось в Китай, где отходы перерабатывались, а затем в виде товаров частично возвращались промышленно развитым странам. Только в прошлом году КНР импортировала 7,3 млн тонн пластиковых отходов на сумму 3,7 млрд долларов США. Но теперь этому приходит конец. Летом Пекин сообщил Всемирной торговой организации (ВТО) о намерении запретить к концу года импорт 24 видов отходов, включая металлолом и отходы электронного оборудования, пластиковый мусор, полиэтилен, золу, шерстяные и хлопковые отходы, макулатуру и отходы сталелитейной продукции. Китайское правительство пренебрежительно называет все это "ян-ладжи" - "иностранный мусор", наносящий вред окружающей среде Китая. Объемы собственного мусора растут Впрочем, виной тому, что китайская экология страдает, не только западные страны, которые действительно нередко доставляли в Китай токсичные отходы. Многие китайские мусороперерабатывающие заводы находятся в частной собственности. И небольшие компании в прошлом весьма вольно обращались с предписаниями по охране окружающей среды, что наглядно продемонстрировал вышедший на экраны в 2016 году документальный фильм "Пластиковый Китай". Но окружающую среду Китая отравлял не только мусор индустриально развитых государств. Стране, где уровень потребления неуклонно растет, все чаще приходится бороться и с собственными отходами. В настоящее время в КНР ежедневно производится более 520 тонн мусора, большая часть которого сжигается. В будущем наряду со строительством экологически безопасных мусоросжигательных заводов Пекин намерен совершенствовать отрасль утилизации товаров и сырья, произведенных внутри страны. А пока что инициативы со звучными названиями "Операция "Зеленый забор" и "Национальный меч" должны помочь усилить контроль над экспортом иностранного мусора и выявлять вредные материалы еще на контейнеровозах. Это станет еще одним шагом на пути к устойчивой политике по защите окружающей среды, проводить которую лидер КНР Си Цзиньпин пообещал своим согражданам. Куда девать мусор? Пока что не ясно, насколько жестко правительство Китая будет осуществлять запрет на импорт отходов. Очевидно одно: вполне объяснимое решение Китая возымеет серьезные последствия для индустриально развитых стран. Им придется не только более тщательно сортировать свой мусор - рано или поздно перед ними встанет вопрос, куда его девать. Во многих индустриальных государствах, отправляющих свои отходы за рубеж, не развита соответствующая инфраструктура для переработки всех видов мусора. К примеру, Соединенным Штатам, где практически нет заводов по переработке отходов, при этом уровень потребления ежегодно растет, намного дешевле отправлять свой мусор в Китай, чем транспортировать его внутри страны. Торговля металлами, бумагой и пластиком также является экономическим фактором, в особенности для Европы, которой Китай до недавних пор платил за экспорт мусора. Из общего объема 7,3 млн тонн пластиковых отходов, экспортированных в Китай в 2016 году, 1,6 млн тонн приходится на страны ЕС. Китайская индустрия переработки отходов опасается крупных потерь. Запрет на экспорт мусора повлечет за собой сокращение рабочих мест. Но Пекин непоколебим в своем решении. Автор: Франк Зирен, немецкий журналист, живущий в Китае, пишущий для Handelsblatt |