Ряд нефтедобывающих компаний начал отказываться от бурения сланцевых месторождений в пользу старых законсервированных скважин. Цены на нефть WTI колеблются ниже $50 за баррель, а расходы на покупку участков, оплату труда и на инфраструктуру возрастают, поэтому инвесторы обратили внимание на традиционные месторождения, отмечает издание The Wall Street Journal. Как оказалось, даже несмотря на продолжающийся рост добычи сланцевой нефти, немногим производителям удалось выйти на прибыльность при цене на нефть в районе $50 за баррель.
Ранее сланцевый сектор мог привлекать миллиарды долларов благодаря перспективе добычи больших объемов нефти и существенно удешевить технологии гидроразрыва. Однако при сегодняшних ценах на нефть добыча сланцевой нефти становится убыточной, "большинство производителей теряет деньги на каждом барреле, который они добывают", отмечает WSJ.
На распространении "сланцевой революции" это, впрочем не скажется, а только снизит добычу — до тех пор, пока цены не станут приемлемыми для производителей полагает Екатерина Грушевенко, эксперт Энергетического центра бизнес-школы "Сколково". Предсказать появление новой технологии сложно, однако оптимизация и увеличение эффективности нынешних технологий происходит постоянно. "За последние четыре года издержки снизились более чем в два раза — что говорит о том, что снижение затрат на добычу вполне возможно", — уверена Грушевенко.
"Революции потому и происходят, что низы не могут, а верхи не хотят или наоборот", — соглашается с ней Роман Самсонов, руководитель направления "Газ и Арктика" Энергетического центра бизнес-школы "Сколково". — В отличии от социальных катаклизмов, сегодняшний прогресс в науке и технологиях во многом связан с движением капиталов и изменениями рынков. А они как раз и оказывают решающее давление на себестоимость разработки углеводородного сырья, начиная от поиска и заканчивая переработкой и доставкой до потребителя. А поскольку давление и конкуренция только нарастают, это означает, что снижение себестоимости технологий будет продолжаться до тех, пока будет вообще рентабельно продавать нефть и газ".
Ближайшие 5-7 лет ожидается борьба за себестоимость в $25-30 за баррель. Тем более что, по некоторым данным, сланцевые разработки позволяют соревноваться и на уровне в $20, уверен Самсонов: принципиальной составляющей, кроме наличия более дешевых технологии и денег, в нефте- и газодобычи остается наличие инфраструктуры для расширения добычи и транспортировки, ключевой момент — природно-климатические условия и геология местности, где ведется разработка. За столетие разработки нефтяных и газовых месторождений, никому так и не удалось повторить успех первых добыч самотечной нефти.
Современная логистика требует от любого владельца ресурса потратить не одну каплю нефти, в виде моторного топлива, чтобы доставить даже сырье до переработки или потребителя. В США после запуска ряда анонсированных новых трубопроводов через несколько лет появится новое "рыночное" дыхание для продукции с сланцевых месторождений. Опять же прогресс в гидроразрыве (недавно появился его новый вид — гидротаран), а также прогресс в химии могут повернуть маятник опять. Еще большие возможности таят новые технологи геофизической обработки данных, рассуждает Роман Самсонов.
Но появление более скоростных методов бурения открывают новое дыхание традиционных месторождений. Пока что американские нефтяные компании вооружаются новыми технологиями и методами для бурения вертикальных скважин — возвращаясь на 100-летние месторождения, где добыча будет рентабельной — справедливо рассчитывая на более быстрый и гарантированный доход. Для сравнения: затраты на бурение традиционной нефтяной скважины составляют менее $1 млн, а разработка среднестатистической скважины на сланцевом месторождении с технологией гидроразрыва обходится в $6-8 млн.
В итоге несколько компаний уже приступили к "расконсервированию" и разработке старых промыслов рядом с Лос-Анджелесом, Фресно, в Оклахоме, Луизиане и Техасе. По данным WSJ, традиционная добыча на старых месторождениях (включающая расконсервацию, аренду земли, добычу и транспортировку нефти на рынок) оказывается безубыточной уже при $15 за баррель.